Проблемные вопросы - опыт критического анализа научн. сборника
Традиция ставить проблемные вопросы к материалам научных сборников ИСМО РАО, нашла своё продолжение. Некоторый опыт критического анализа с точки зрения читателя представлен ниже. Материалы сборника можно увидеть на страничке: http://www.hist-edu.ru/hist/article/view/1998/1930 Современная система образования: опыт прошлого – взгляд в будущее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 12 декабря 2015 г., ст. Кущевская, Краснодарский край
Проблемные вопросы к гл. 1
«Теоретические и методологические проблемы современного образования»
Написать статью, к которой нет вопросов? Возможно ли это?
Скорее всего, статья выглядела бы как чистый лист бумаги. Конечно, такому
анализу надо дать какое-то объяснение. Можно ли так? Надо ли так? Выбирая
позицию для анализа, которая также может быть проблематизирована, мы ориентировались
на некоторые нормы, которые присутствуют в ведущих журналах и, самое главное,
поддерживаются издателями этого сборника. Мы понимаем, что статьи высокого
уровня сразу не пишутся, однако, поддавшись искушению и легкости публикации,
можно прийти к мнению, что это и есть тот самый уровень. Таким образом,
поднимаясь вверх по лестнице, ведущей вниз. Судя по массовости платных
сборников, дна мы еще не достигли. В представленном читателю сборнике возрождается существовавшая некогда в РАО
традиция заканчивать каждую главу аналитическим текстом с вопросами
рефлексивного характера. Что и отличает этот жанр от научной рецензии. Это,
скорее, размышления и вопросы читателя к автору статьи. Надо сказать, что
сборники от этого только выигрывали, так как некоторые фиксации позволяли
авторам по-новому посмотреть на свой материал. Есть ли необходимость в таких
послесловиях? Это наш первый проблемный вопрос к самим себе. На него мы и
отвечаем в следующей логике размышления. Если сборник преследует коммерческий
интерес, то такие вопросы можно и не задавать в силу очевидности его целей. Но
если цель сборника - развитие, то вопросы: то ли развиваем, туда ли, необходимо ли и т.д. - приобретают
цель и смысл. Для организаторов конференции такие вопросы имеют смысл, отсюда
и наше движение в этом направлении. Конечно, желательно, чтобы в каждом
разделе был свой «читатель», что несколько уменьшило бы ощущение
субъективности подхода к изложенному материалу. Если традиция сохранится, то в
этой роли может себя попробовать каждый автор статьи.
Статья д.ф.н. С.В. Кущенко «Методологические проблемы подготовки инженеров и технологов» ставит вопросы взаимосвязи непрерывного образования и междисциплинарных подходов в образовании студентов. Все вопросы, которые появляются при чтении этого материала, лежат в плоскости образа результата образования. Что это за человек? Этот вопрос уместно распространить на материалы всего сборника, но специфика философии и методологии ближе всего к этой проблематике. Деятельностный подход
рассматривается в статье как основа для получения новых знаний и
самосовершенствования. Конечно, специфика деятельностного подхода сама по себе
содержит достаточно много противоречий и проблемных вопросов, которыми
исследователь (следуя своей логике избирательности проблематики) при написании
статьи может пренебречь. Однако остаются вопросы для уточнения позиции автора
и более ясного понимания предполагаемого образа результата образования. Один из
таких вопросов, возникающих при чтении данного материала: не является ли
подход, изложенный в статье, отражением либеральных экономических теорий о
выгодном вложении в человека, выступая своеобразной формой капитализации (Дж.
Грейсон и др.), формируя его как эффективного деятеля. Не закладываем ли мы в
будущее мину, которая сработает, когда станет очевидным не главенство этого
процесса в профессиональном образовании, а его подчиненность идее и т.п.
вещам, к которым существует сродство в русской душе, национальном самосознании?
Очевидно, что автор сам задается подобными вопросами и ищет такие подходы,
которые развивают отечественную традицию. Но, возможно. существуют обстоятельства,
которые «...в определенной степени ограничивают возможности решения
поставленной нами задачи». Речь идет о социологии управления знанием по
западноевропейскому образцу. Насколько понятно из контекста статьи, именно она
вошла в триаду «..."социология управления", "история" и
"логика"». Либо необходимо уточнить: упоминание примеров об эффективном
управлении знанием в истории России ‒ к чему оно было?
Здесь мы опять возвращаемся к образу результата. Немного поднимаясь над бесчисленным множеством искусственных процессов, запущенных не
нами, хочется увидеть их направление и цель. Один из таких процессов, идущих в
образовании и озвученных в статье, – взаимосвязь между «непрерывным
образованием» и «обучающимся сообществом». Взаимосвязь, упрощающая и
сужающая образование до процессов, «...которые предполагают доминирование
собственно "обучения" (выделено нами ‒ Е.Д.) в процессе непрерывного образования (доминирование теории) и доминирование реализации полученных знаний в обучающемся сообществе (доминирование практики)». В этом месте необходимо сделать остановку и поразмышлять о сути данного предложения. Почему, собственно говоря, необходимо исключать из процесса образования воспитание и развитие, оставив только процесс обучения?
Далее, следуя за логикой размышления автора, если «...содержание
анализируемых процессов непосредственно зависит от образа жизни участвующих в
нем субъектов – отдельного человека или социальной группы ("каков
субъект, таков и процесс")», то что это за субъект? Каково содержание
его жизни? Из какой антропологической аксиоматики этот образ проявляется? В
какое будущее нас зовет этот «...вариант решения задачи изучения феноменов
"непрерывное образование" и "обучающееся сообщество", основанный
на деятельностном и междисциплинарном подходах»? Почему в российском
образовании необходимо придерживаться этой логики перехода от сложного в
простое, в котором процесс развития человека отождествляется с развитием
деятельности, а результат определяется его успешностью как деятеля? Мы уже
сейчас испытываем на себе плоды усилий «эффективных менеджеров», получивших
отечественное образование. Не всем они по нраву, а при более пристальном
рассмотрении выглядят как противоестественные природе человека и обществу. Возникают вопросы и о специфике философских средств, артикулированных в контексте данной статьи. Трудно не согласиться с посылом, что «...философские основания
любой профессиональной деятельности неизбежно, по определению, формируют
мировоззренческие установки специалиста». В данном случае они выступают как
средство адаптации «...к новым социальным условиям». Однако со времен Маркса
философия - это и инструмент преобразования мира. К нынешним временам его теория только усилилась изощренными методологическими
средствами и инструментарием преобразования. Не является ли этот процесс
своеобразным средством деления на тех, кто преобразует, и тех, кто адаптируется
к созданным социальным условиям?
Следующая статья В.В. Робского «Трудности педагогической рефлексии» логично
продолжает канву наших размышлений вопросом о смысле деятельности служителей
«храма знаний». Проблема поставлена следующим образом: если изменился смысл,
значит, должна измениться деятельность, измениться понимание профессионализма.
Однако к этой ремарке может быть небольшой вопрос-уточнение: а если не
изменился, а целенаправленно изменили и изменяют в рамках определенной
стратегии развития общества? Какую позицию в этом случае должен занимать
исследователь, пишущий на эту тематику? На что он может повлиять и, главное,
как проверить результаты этого влияния? Автор и сам ставит такие вопросы,
справедливо относя их к вопросам политики и философии, ценностных ориентаций
на устройство мира. В этом месте возникла идея самому «подставиться» под вопрос: кто я в этом процессе? Исполнитель и теоретик всех модернизаций и инноваций? Можно ли для себя выстроить некую картину мира и, отгородившись этим забором, никому и ничего не доказывать? Наверное, не совсем так. Идеи, изложенные в текстах (в том числе и в данном сборнике), и некоторые практические действия по их реализации позволяют с оптимизмом смотреть на процесс результативности своих усилий в этом направлении. Понятно, что эти усилия надо объединять. Возможно, в будущем появится раздел в сборнике под одной объединяющей идеей. Например, о целях и стратегиях образования в России.
Однако, если не тревожить глобальные аспекты проблемы, оставляя их на промысел
Божий, то можно обратиться и к конкретике. А конкретика небезынтересная. К тому
же изложена простым и ясным языком. Например, вот такой схематический посыл о
проблемах организации работы учителя: «Дай опыт деятельности в предмете (или
создай условия для приобретения опыта), а потом обязательно организуй его
рефлексию». В статье присутствуют и другие пошаговые действия по развитию
рефлексивности педагогов. Возможно ли, что такие простые схемы требуют таких
же простых действий Краснодарского краевого института дополнительного
профессионального педагогического образования, в сфере деятельности которого
эти педагоги и находятся? И далее: как распространить удачный опыт организации
и реализации такого рода деятельности в Краснодаре и области? И, что больше
всего радует, именно в этом направлении происходит движение и развитие
авторской мысли. Хотелось бы большего понимания, какая часть поставленных автором
в рамках «честного самоопределения» целей и задач находится в
компетенции института? Что планируется сделать и что уже сделано? А читающим
текст статьи - определиться в своей готовности участвовать в
их реализации.
Статья Т.В. Портновой повествует о проблемах аккультурации в контексте педагогического
исследования. Предлагается выделять, в силу ограниченности идеалов в каждой
нации, только лучшее у всех: «...рассмотреть их идеалы и ценными чужими
свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно
сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим». Аккультурация
обещает «...расширение сознания учащихся», стержнем которого «становится
всеобщее благополучие и надежность мира». Процесс аккультурации автор
связывает с такими средствами, как шоковая терапия или «культурный шок», что
показывает на связь идей аккультурации с идеями А. Тоффлера, одного из главных
идеологов информационного (или постиндустриального) общества,
оперирующего понятиями «культурный шок», или «футурошок», вызываемый резким
убыстрением темпов перемен в бытовой и социальной стороне жизни. И поневоле
испытываешь некоторый культурный шок от идей, изложенных в контексте содержания
статьи. Например, практика образовательной аккультурации религии по двум моделям
преподавания религии: либерально-секулярной и конфессионально ориентированной,
в результате которой появляется аккультурный гибрид, чем-то напоминающий ужа и
ежа одновременно. Хотелось бы посмотреть, где может такой подход реализоваться,
но лучше бы такие эксперименты на школьниках не проводить. Все-таки живые люди.
Поэтому «...необходимость введения систематизированного культурологического
обучения и воспитания в систему как общего, так и профессионального
образования» (с точки зрения читателя и гражданина своей страны) можно рассматривать
только после широкой общественной экспертизы. Проблема интересна еще и тем,
что в истории России было больше негативных примеров аккультурации, чем
положительных. Каждый раз попытки взять лучшее приводили только к худшим
результатам. Отсюда будут и наши проблемные вопросы. Положительный опыт
аккультурации, который отразился и на образовательных подходах, мы можем видеть
на примере влияния Византийской империи: это культура, религия, образование и
многое другое. Отметим в нем присутствие духовных аспектов аккультурации – принятия
страной православия. Последующие польский, немецкий, французский и, наконец,
американский период аккультурации, который продолжается до сих пор, вызывает
крайне противоречивые оценки необходимости такой аккультурации. Любопытно, что
неприятие и противоборство попыткам окультурить по своим лекалам Россию «под
латинян» также происходило в духовной сфере. В отличие от первого опыта,
последующие периоды были разно-векторные по духовной направленности, а те
сословия или какая-то часть граждан, с которыми они совпадали (по духовному
вектору), отчуждались от народа. То же происходит и сейчас. Внутренняя
эмиграция, хотя и составляет значительную часть от русского народа, все же
остается в меньшинстве. Отсюда вопрос: является ли это педагогической
проблемой? Или что на самом деле в ней есть педагогическая проблема? Известно,
что это также проблема и головная боль ЦРУ1. Они крайне озабочены
сменой, размыванием русского менталитета и таким подходом, через
образование, это сделать вполне реально (что собственно при незначительном сопротивлении и происходит). В этой связи интересна первая же цитата, с которой начинается статья: «Прямой контакт между двумя различными культурами приводит к смене или заимствованию
отдельных (выделено нами - Е.Д.) элементов культуры взаимодействующих групп». Сказано категорично: или– или. Отдельные элементы
культуры, как это видно из экспансии американской культуры во всем мире, заимствовать
не получается, хотя, я уверен, они в американской культуре есть, но большинство граждан нашей страны являются продуктом массовой культуры. Какой
(отечественной или американской) ‒ оставим этот очевидный вопрос на размышление автора статьи. Из этого вытекает и последний
вопрос: кто является заказчиком данного исследования? Впрочем, как пишут в
подобных случаях, мнение автора проблемных вопросов может не совпадать с
мнением редакции сборника.
1См. например: Ольга Четверикова: За реформой образования стоят спецслужбы США http://www.liveinternet.ru/users/panzir56/post379580087/
Статья д.п.н. Т.С. Крахмалѐвой и В.А. Петькова посвящена
управлению развитием воспитательной системы учреждения среднего
профессионального образования. Первый проблемный вопрос, который возникает при
чтении достаточно обтекаемой информации, изложенной в статье, - это результаты чего?
Если исследования, как заявлено в самой статье, то где результаты исследования?
Читателю предлагается поверить в них на уровне субъективных ощущений. Что-то
стабилизировалось, повысилось, улучшилось и т.д. Без специфической для науки
конкретики история развития воспитательного учреждения больше похоже на
волшебство под Новый год. В целом можно только порадоваться за своих коллег,
что у них управление развитием воспитательной системы учреждения происходит с
помощью волшебной палочки.
Анализ статей и проблемные вопросы подготовил к.п.н. Е.В. Доманский
*****************************************************************************************
Проблемные вопросы к гл. 2
«Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика»
Если во второй главе сборника принять за ключевое слово
«современный», то первая же статья задает ему определенный настрой. Что такое
современный? То, что соответствует рамкам новых ФГОС, или то, что открывается
за его горизонтом? На наш взгляд, последнее предпочтительней. Это принятый ФГОС конъюнктурный документ, полученный
в результате достигнутых компромиссов между разновекторными силами. Каждая из
этих сил имеет свое представление об образе результата образования человека.
Несмотря на радужный тон многих статей, в которых описаны все мыслимые и
немыслимые инновационные подходы, наше образование, по результатам
международных исследований, опускается все ниже. То есть запущен некоторый
процесс, в границах которого проходит много интересного, инновационного, но в
тенденциях угасания и деградации. Вся надежда на способность к возрождению,
которая существует в нашем народе, и поэтому мы с вниманием относимся ко всем
знакам, показывающим на то, что время близко. Таким знаком может быть статья А.В.
Рынкевич (Осиповой), в которой новые горизонты уже открываются, но им не
найдены более точные и соответствующие понятия. Например,
личностно-ориентированному подходу присвоен статус парадигмы образования.
Однако это далеко не так. Личностно-ориентированный подход и
приоритетно-ориентированный ‒ это два конкурирующих между собой подхода, при этом
первому на данный момент обеспечена государственная поддержка, а второму ‒ нет. Поэтому конкуренция чисто условная, но не вечная,
хотя может таковой стать, если не озаботиться действительно современными
подходами для российского образования. И искать им место не в рамках лукавого
личностно-ориентированного подхода, а стратегий воспитания. Чтобы не
останавливаться на этом подробно, делаю ссылку на соответствующую статью4.
Следующая статья Е.Н. Малородовой о культуре толерантности в студенческой среде открывается словами
А.С. Пушкина «народ безмолвствует», то есть не имеет культуры диалога. Однако
не будем поддаваться гипнозу. В рамках представлений о культуре диалога такая
версия может выдвигаться, но относительно западной цивилизации. Что касается
российской цивилизации, то, имея на своей территории боле сотни народностей, с
этим проблем никогда не было. Проблемы между сословиями ‒
да, но не между народами. Поэтому за «целенаправленным "взращиванием"
толерантности» стоят вполне определенные цели, которые и про-декларированы в
статье согласно понятию – «...отношусь толерантно – сам, возможно, так делать
не буду, но признаю право других думать и действовать согласно их пониманию». В
лукавстве этого понятия скрыты далеко идущие цели. Оно явно дифициентно по
отношению к понятию «свобода». Если «толерантность – это, прежде всего,
активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и
основных свобод человека», то надо понимать, что свобода человека заканчивается
там, где она ущемляет свободу других, особенно если речь идет о подавляющем
большинстве народа этой страны. Ну, никак не хочется этому большинству (именно
по этому основанию), например, быть толерантным по отношению к нетрадиционным
семьям. Поэтому если мы кому-то «...толерантность должны...», то мы всем
прощаем. При всем уважении к западной цивилизации и их представлениям о
ценностях культуры необходимо видеть, что понятий «толерантность» не два, а
гораздо больше, в которых нет категоричных дефиниций о всеобъемлющей «...готовности
благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других
людей, которые отличаются от собственных, даже в том случае, когда
взгляды/убеждения не одобряются и не разделяются». Кстати, не забыть и о совсем
новоприобретенных понятиях, например «нулевая толерантность» (zero tolerance),
напрочь перечеркивающее вышеприведенное. Оно обозначает, что власть последовательно
способствует созданию в обществе механизмов немедленной и жесткой реакции
граждан на социально опасные поступки окружающих. Оказывается, толерантность
имеет удобные «регуляторы». Гражданам теперь отказано в праве выбора объекта
для толерантности, а власти – нет. На кого укажет, того и бомбим. Как удобно
пользоваться непереводимыми понятиями! При этом для России ‒
со шкалой на максимуме, а для Европы, которая предлагает нам осваивать
толерантность, ‒ на минимуме. Однако у нас действительно работают свои механизмы регуляции межнациональных
и других отношений, и в основании их лежит не свобода, а нравственное отношение
к ним. Одно из основных положений Декларации о правах и достоинствах человека
10-го Всемирного русского народного собора, которое озвучил митрополит Кирилл,
гласит: «Вечный нравственный закон имеет в душе человека твердую основу (выделено
нами ‒ Е.Д.), не зависящую от культуры, национальности,
жизненных обстоятельств. Эта основа заложена Творцом в человеческую природу и
проявляется в совести. Однако голос совести может быть заглушен грехом». И
здесь, заглядывая в конец статьи, мы видим, что и автор понимает значение
толерантности как «...жизнь по совести». Вводит понятия «...добро и справедливость,
честь и благородство», которые не найдешь ни в одном определении толерантности.
Мы специально проспеленговали их на этот случай. Многословие и многозначность
этих понятий, как это очевидно из анализа (а также недавних событий во Франции
и др. странах, где толерантность активно культивировалась), не предохраняет
общество от коллизий и конфликтов. Понятие не становится общеупотребимым в
силу его размытости и непереводимого, «...по мнению специалистов», смысла, в
отличие от той же терпимости. А вот действия по совести (с переводом и
пониманием которого нет проблем) - емко, кратко и
однозначно. Оно всегда «вне»: внеконфессионально, вне-национально и т.д. Его
можно только заглушить грехом, в который толерантность и пытается нас ввести.
Вот так по-русски решалась и решается проблема межнациональных и др. отношений.
Не все получается, это как уже самому человеку удается разобраться со своей
совестью, но она, в отличие от толерантности, вмонтирована в человека и уж
точно о нем не забудет. Чем можно объяснить сосуществование не близких по своей
сущности клише в тексте данной статьи - это вопрос к автору.
4 А.А. Остапенко Цели и стратегии воспитания / Воспитательная работа в школе // 2005. ‒№ 4. – С. 11-18.
Следующей в разделе представлена статья к.п.н. М.В. Муриевой о социолингвистической
компетенции студентов, изучающих французский язык, при чтении которой можно
понять, что, имея таких подготовленных студентов и преподавателей, мы французов
поймем всегда. Остается пожелать, чтобы и они «... в современном мире,
охваченном кризисами, войнами и конфликтами», так же понимали нас, как мы их.
Работа к.пс.н. Е.Н. Белоус в данном сборнике представляет собой хорошо
скоординированный системный процесс обучения студентов в рамках традиционной
педагогики. Он рассчитан на добросовестных исполнителей, и его успешная
реализация говорит о том, что такие исполнители есть. Это педагоги, которые
прежде всего неравнодушны к проблемам детей, и не задания «...вызывают
мотивационный подъем у студентов», а сами дети и их проблемы, желание им
помочь. Приобретенные навыки смело идут в ход, поэтому и «...развитие
фонематических умений у детей имеет системный и законченный характер».
Традиционную педагогику здесь выдает «...принцип оптимального сочетания
современных форм, методов и средств обучения на различных этапах подготовки
специалиста», который при ближайшем рассмотрении оказывается
такими методами, как «...рассказ, объяснение преподавателя с показом и
демонстрацией учебных слайдов, схем, стендов, образцов документов и
раздаточного материала». В наше время модернизаций и инноваций традиционную
педагогику принято считать чуть ли не ругательным словом. Однако мы так не
считаем. Несмотря на отсутствие инновационных педагогических брендов, качество
образования в таких учебных заведениях может быть гораздо выше, чем в
исповедующих системнодеятельностный и т.п. инновационные подходы. Автору этих
строк их известно немало. Поэтому единственный вопрос к автору статьи: как
удалось сохранить этот оазис традиционной педагогики в условиях разгула
модернизации отечественного образования?
Статья к.п.н. И.А. Бобылѐвой о подготовке кадров
для постинтернатного сопровождения сирот интересна тем, что у автора этих
строк есть некоторый опыт сопровождения таких сирот на добровольных началах.
Первое, что поразило в интернате, это система, порождающая иждивенцев. Как
говорили сами педагоги, даже хорошие дети, попадая в интернат, через некоторое
время превращались в иждивенцев. И никакие знания, увещевания, посещения храма
и т.п. действия кардинально не смогли изменить ситуацию. Причина понятна. Это были
добрые намерения, но носили эпизодический характер акций. Не хватало главного - системы, живого дела (по Макаренко),
в контексте которого все эти действия могли сработать. Запрос в интернете
некоторых из обозначенных в тексте статьи программ показал слабый информационный
шум по их поводу, переходящий в замирание. Поэтому не совсем понятны усилия по
«переформатированию материала», который уже практически не подлежит изменению,
чтобы затем приставить к нему взрослого человека для его социализации. Не лучше
ли его выпускать уже готовым к встрече с миром? Если надо потратить средства
неэффективно, стране в убыток, то выбран хороший способ. Несколько абзацев об
эффективности предпринятых усилий в виде конкретных цифр по социализации
детей-сирот, возможно, сняли бы все сомнения в необходимости такого подхода. В
противном случае фраза в тексте статьи «социальная ситуация выпускника ставит
его перед необходимостью быть взрослым, самостоятельным, ответственным при
отсутствии психической и личностной готовности к этому» (выделено нами - Е.Д.) звучит как приговор, а
«...отсутствие опыта самостоятельного проживания и ухода за собой» и т.п.
действий ставит такого выпускника в весьма трудное положение. То есть проблема
известна, но решают не ее (как причину), а те следствия, которые она порождает.
Поэтому «...система мер, направленных на выявление и устранение причин и
условий, способствующих социальной дезадаптации
выпускников» не укладывается в сознании, если это постоянно действующий процесс
продуцирования социальных инвалидов. При правильно расставленных акцентах во
всех этих шумных постановлениях о поддержке выпускников не было бы и смысла.
Впрочем, мы, очевидно, имеем дело с нерефлексивной системой, которую и обозначил
автор статьи, а к ней какие могут быть вопросы?
Статья М.В. Савченко об этнокультурной составляющей процесса обучения
географии. Подчеркнем вслед за автором, что в регионе, взятом как объект
исследования, «...проживают более 100 больших и малых народов», которыми
накоплен многовековой опыт совместного проживания многих народов, еще до того,
как появились ООН и ЮНЕСКО и тем более документы о «жизни в поликультурном
мире». То есть можно говорить о высочайшей «этнокультурной компетентности»
проживающих народов, которую современный мир испытывает на прочность. У наших
народов все есть. Удивительный факт, но они существовали и помимо уроков
географии! Что это за механизмы, поддерживающие такое многообразие этносов в
гармонии? Хорошо бы их выявить и сделать предметом изучения школьников. И что
более важно: как сберечь их от чужеродного влияния, от деструктивных процессов?
понять природу этих деструктивных процессов, которые легко нарушают устоявшееся
равновесие в течение считаных лет? Тем более, что в школе «...учатся не только
дети русской национальности, есть дети переселенцев из ближнего зарубежья». То
есть в классах присутствуют реальные участники, испытавшие на себе все последствия
этих деструктивных процессов. Конечно, процессы, происходящие в образовании, и
в частности на уроках географии, имеют определенное значение, но вкупе с
толерантностью носят несколько убаюкивающий характер. Опыт украинских событий
показывает, что можно взорвать страну, состоящую даже из двух очень близких
этносов, одной религии, одной культуры. Что говорить, если это разнообразие
будет несколько шире. Если «учащиеся приходят к выводу о том, что все
народы говорят на разных языках, проживают в различных частях света, имеют свою
историю, культуру, и при этом у них есть очень много общего, а, следовательно,
это то, что нас объединяло и может объединять дальше», то это очень скромный
вывод.
Статья О.А. Свирской о хорошо организованной подготовке квалифицированных специалистов
среднего звена. Вопросы возникают только тогда, когда читаешь актуальность
обоснования данного направления подготовки. С одной стороны, автор утверждает,
что конкурентоспособность специалиста в современном обществе зависит от его
«...социальной и профессиональной мобильности», а с другой - отдается
предпочтение кадрам, «...имеющим специальное профессиональное образования и
опыт работы». То есть не мобильные специалисты имеют определенное преимущество.
Это к тому, чтобы не смущать студентов лишними противоречиями. В мире
действительно происходят некоторые изменения, которые уже получили свою оценку
и еще получат. Однако для многих специальностей среднего звена они не будут и,
по всей видимости, не должны являться быстротекущими.
Статья д.ф.н. и директора политехникума г. Кореновска Т.А. Шалюгиной об эффективности
управления качеством образовательных услуг. Читая эту статью, хочется
подписаться под многими ее пунктами. Тем более, когда речь идет о
средне-специальном образовании, от качества выпускников зависит экономическое
благополучие страны. Наконец-то появилась возможность экспертной оценки и
критерии, с помощью которых можно выявить самый распространенный и широко
невостребованный ФДП (Фиктивно-демонстративный продукт) -продукт современного
образования. Однако в статье есть некоторые пробелы (в буквальном понимании
этого слова) - это отсутствие описываемого объекта оценки.
Хотя предлагаемый дискурс статьи его предполагал. Что и побудило автора этих
строк зайти на страницу самообследования политехникума. Надо сказать, что она
не разочаровала. В ней подтвердились положения о миссии учебного заведения, и
по всему было видно, что это не пустой звук, а дело, или, как еще обозначают,
«добровольно принятый на себя крест».
Анализ статей и проблемные вопросы подготовил к.п.н. Е.В Доманский.
**************************************************************************************
Проблемные вопросы к гл. 3
«Поиск эффективных форм и методов обучения: современное состояние, проблемы,
перспективы»
Статья к.э.н. Т.Л. Ляхницкой о главном: как обеспечить мотивацию к
самостоятельной работе студентов. Конечно, в контексте данной статьи было бы
уместно описание самой проблемы. Куда этот мотив пропал или пропадает? Отсюда
была бы более очевидной логика направления приложения усилий. Позицию автора в
данной статье определяет понятие «самостоятельная работа студента», что
помогает отнестись с большим пониманием к содержанию материала. Так,
самостоятельная работа понимается как «вид познавательной деятельности»,
«процесс усвоения», «элемент индивидуального опыта». То есть этот вид
деятельности можно понимать как процесс и усвоения, и освоения. Однако, исходя
из практики, представленной в тексте статьи, студенты находятся в
неравноценных условиях. Одним создается для этого больше условий (...экстернат,
дистанционное, заочное обучение), другим (очное обучение) - гораздо
меньше. Речь идет об организации познавательной деятельности, а точнее - ее
целеполагании. Возможно ли, что, выполняя чужие цели (цели преподавателей),
студенты будут в них проявлять активность? Опыт показывает, что внешние по
отношению к студенту цели сдвигают шкалу в сторону усвоения (запоминания
материала) в отличие от освоения – умением пользоваться. Поэтому выводы
статьи звучат скорее как гипотеза, подтвердить которую могли бы результаты
экспериментальных данных. Таких данных в статье, к сожалению, нет.
Следующая работа В.Г. Чухрай с названием, которое не определяет ее сущностного
наполнения, это «Методологические возможности игры при изучении нового
материала на уроке истории». Задержим свое внимание на этом моменте, так как
это довольно распространенное явление среди начинающих авторов текстов для
научных сборников. Если кратко охарактеризовать методологию как учение об
организации деятельности, то основными характеристиками деятельности будут:
особенности, принципы, условия, нормы, но никак не «...методологические
возможности». Методология организации деятельности применима к любой деятельности,
и в этом она подобна сосуду (форме), который можно наполнять самым различным
содержанием. Деятельность без ее методологического инструментария превращается
в нерефлексивное описание. Здесь мы как раз и имеем краткую описательную практику применения
одной из форм организации работы на уроке, которые автор применяет в своей
педагогической деятельности. По этой же причине данный текст нельзя отнести к
жанру научной статьи.
Статья Е.М. Марюхи о главном, о наших детях, о том, чтобы они жили, что дает
повод отнестись к ней с большим пристрастием. В перестроечные годы и самому
приходилось принимать участие в различных зарубежных тренингах и программах,
после которых выработал золотое правило: проверять источники финансирования
проектов и их происхождение. Если зарубежные, то степень пристрастности
возрастала до максимума. Увы, личный опыт участия показывает, что все
зарубежные программы «инфицированы». Различаются они только по степени
очевидности инфицирования. Иногда необходимо принять больше усилий, чтобы увидеть
тот или иной «вирус». Просматривая эту двухсотстраничную программу,
убеждаешься, что ее составлял высокопрофессиональный коллектив,
соответственно, не менее профессиональны должны быть те, кто ее собирается
анализировать или практиковать в своем регионе. Свою позицию можно усилить
независимыми экспертными суждениями и анализом отзывов в сети Интернет. Однако
вернемся к статье. Не поддаваясь внушению об оптимальности этой программы для
здорового образа жизни, обратим внимание на цели: сформировать ответственное
отношение к личному здоровью у подростков и молодежи. Там, где говорится
об эффективности программы, приводится другой контекст: «более ответственного
отношения к своим партнерам (выделено нами ‒ Е.Д.)». Вот такие,
казалось бы, незаметные для глаза отличия в ответственности. Но за ними
разворачивается совершенно другая цепочка действий. К тому же, это «...более»
увеличилось всего на 6%. Вот и весь прирост ответственности отношения к своим
партнерам. Остается спросить только, к партнерам по чему? Какой вид
деятельности им так интересен? Заметим, что к контрацепции ответственность
возросла на 12%, а к ВИЧ-инфицированным ‒ на 14%. Однако,
статистически значимое повышение. В самой программе об ответственности говорится не так убедительно, как в статье:
«В программах "равный-равному" молодые могут взять на себя
ответственность за свое собственное здоровье согласно своим способностям».
Могут взять, а могут не взять. Что берется точно ‒ это навык. Ему, в
практическом разделе программы, уделяется много времени: «...Обучение навыкам –
необходимая часть любого занятия, касающегося сохранения здоровья». О
полученных навыках желающие могут прочесть в самой программе 5.
В сети можно найти и мнение родителей6 об этой программе, они резко
критичны: «...детей научили, что беременность ‒ это опасное явление, стоящее в одном ряду со СПИДом и инфекциями,
что самое главное в жизни ‒ вовремя надеть презерватив и оценить "партнера", с 12 лет с ними
подробнейшим образом изучают свою сексуальность, а понятие "материнство"
вообще отсутствует как таковое». Особое внимание в программе уделяется
проблеме преодоления стыдливости у детей. Хорошо бы посчитать в процентах и
потерю стыда в школьниках, прошедших эту программу. Пусть взрослые родители
порассуждают на эту тему. Зачем детям терять стыд? То есть программа с двойным
дном. Есть результаты, которые не представлены статистически, но за которыми
очень внимательно наблюдают, на той же Украине, но не сами украинцы.
Следующая статья «Основные аспекты исследований включения в компьютерную деятельность
школьников» О.Б. Розиной побуждает еще раз вернуться к названию статьи и
внимательно вчитаться в его смысл. Правильно ли мы его поняли? То, что
называется актуальностью исследования, обосновывается в статье кратко и
безапелляционно. «В последние годы наблюдается ускоренное развитие игорного
бизнеса. Казино, игровые автоматы становятся необходимой принадлежностью
мегаполиса». Отсюда первый проблемный вопрос: кто является заказчиком статьи?
Далее автор обосновывает применение в образовании таких средств мультимедиа, как
игровые электронные автоматы и компьютерные игры на деньги (блек-джек, рулетка
и т.д.) на том основании, что они дают несоизмеримые возможности «для обучения,
тестирования, тренинга или психологической реабилитации», а также являются
«одной из древнейших потребностей человека ‒ потребности играть».
В статье представлен анализ исследований, из которых вытекают многие пробелы в
образовании: отстаем в темпах формирования «людей-фанатов»; в обществе
сформировался всего только один «класс людей-фанатов компьютерных игр»; мальчики
тратят на игры всего «в среднем в два раза больше времени и денег»; зависимых
«всего 10-14% игроков являются "заядлыми", т.е., предположительно,
находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр».
Получается, всего этого мало, хотелось бы больше. Нам пришлось несколько
«сгустить краски», чтобы обнажить ту проблему, которую мы увидели. Однако
изучение проблем зависимости и те тенденции, которые нам известны, не слишком
радуют. Конечно, если проблем будет меньше, то психологи рискуют остаться без
исследований и работы, отсюда и призывы к нам о недооценке «возможности
компьютерных игр как средства тренинга, обучения, тестирования, а также
коррекции нарушений отдельных психических функций». Ну, а нам предоставляется
все же право выбора, следовать им или нет.
В статье О.С. Афиногенова об особенностях проектирования учебных ситуаций, целью которых, как заявлено в тексте статьи,
является «...развитие личности ребенка, формирование его универсальных
учебных действий». Из текста статьи очевидно, что для этих целей применяются
развивающие формы работы, используется рефлексия. Отмечены следующие действия
педагога, направленные на самостоятельное изучение принципов действия
инструментов, умение понимать изучаемый материал и аргументированно доказывать
свою позицию. Логично было бы дальше в тексте развить и показать: как именно
это происходит глазами самих школьников? а также какие типичные проблемы этого
роста были обнаружены с помощью рефлексии? Возможно, что набор добрых пожеланий
для домашней работы был бы более аргументированным.
В работе Д.А. Денисовой говорится в общем-то об
очевидных действиях учителя географии, если он заинтересован в более полном
освоении предмета изучения. В данном случае речь идет о компетентностном
подходе при изучении географии. И в этом случае логично было бы назвать их,
какие ключевые образовательные компетенции осваиваются. Осваивать их
предлагается средствами традиционной формирующей педагогики, то есть через
воздействие на ученика. Слово «формирование» в контексте данной статьи
применяется восемь раз, что невольно выдает педагогические пристрастия автора.
Однако мы уже писали о своем отношении к традиционной педагогике и понимаем,
что воздействие воздействию рознь. Конечно, к нашей бы традиционной педагогике
добавить немного рефлексии, хорошее блюдо бы получилось в туристическом
походе. Ибо мой опыт задавания «вредных» вопросов своим
коллегам-путешественникам, типа: что значительного произошло с вами в
путешествии? в чем приращение? ‒ неизменно ставил их в
затруднительное положение, а меня укреплял в уверенности, что самое главное - находиться
рядом. На наш взгляд, изложенная версия о ведущей роли
культурно-познавательного туризма в духовном освоении культуры мира является не
более чем гипотезой в лучшем случае, а в худшем - своеобразным клише в
сознании человека, вложенным заботливыми усилиями менеджеров от туризма.
Однако поход походу рознь. Например, от похода, показанного в фильме «Географ
глобус пропил», рефлексия у зрителя зашкаливает. Соответственно и у участников
такого похода. Что-то, конечно, и так очевидно, а что-то требует длительного и
кропотливого осмысления, где личностная рефлексия могла бы найти свое место.
Это более важная задача, чем привлечение «...к туризму огромного контингента
населения школьников». Все-таки школа не туристическая компания.
Статья А.В. Степаненко
о еще более очевидных фактах, чем туристические походы, о формах обучения.
Для читателей выбрана самая удобная форма - поучение. Мы
попробовали представить образ пользователя, которому такое содержание актуально,
и не смогли его найти. Возможно, нам не все известно и читатели подскажут, в
чем наше заблуждение.
Анализ статей и проблемные вопросы подготовил к.п.н. Е.В Доманский.
***********************************************************************************************************
Проблемные вопросы к гл. 4
«Использование различных методик обучения в обучении студентов среднего профессионального образования»
В статье С.А. Фроловой описывается опыт создания и применения проблемного
обучения на уроках литературы. Цель создания таких ситуаций - «...побудить
учащихся к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах героев».
Если заглянуть в конец статьи, то мы увидим, что эта цель потерялась и речь
идет уже о развитии других качеств: «...логического мышления, творческих
способностей учащихся», «...знаний учащихся». Что же происходит на самом деле?
Для этого обратимся к проблемным вопросам, присутствующим в тексте статьи.
Большинство из них актуализируют не проблему, а память ученика. Ученику надо
вспомнить: какие добрые дела Разумихин пытается сделать для Раскольникова и как
они им принимаются? почему Свидригайлов добивается встреч с Раскольниковым и
т.д.? В тексте встречается только один вопрос, соответствующий цели, это:
«Верите ли вы в воскресение Раскольникова к новой жизни?» Ответ предполагает
личное отношение ученика. Мы видим, что для того, чтобы это произошло,
необходимо перевести вопрос для всех в вопрос для одного. Если бы я был
Разумихиным (Раскольниковым), то как бы я поступил, принимал, понимал и т.д.
Есть вопросы, которые непросто перевести в такой залог, например: «Как этот
эпизод Евангелия связан с сюжетом романа? Какие детали связывают историю Лазаря
и духовное воскресение Раскольникова?», их можно оставить, но попытаться
расширить сферу отношения до личного, для этого добавить к ним подвопросы,
развивая следующую линию: сюжет романа - это действия его
героев в определенном контексте. Относится ли это только к данному сюжету или
его действие универсально? Если это так, то где я в этом сюжете? Их количество,
встречаемость, выборочность (кому их можно задать) - это
вопрос самоопределения педагога.
При чтении текста статьи преподавателя математики И.Н. Лебедь не престаешь удивляться
энтузиазму, с которым автор внедряет полюбившуюся ей систему рейтинговой оценки
знаний. Ни отсутствие компьютера, ни другие перипетии образования не
останавливают по-бухгалтерски точного оценивания знаний по математике.
Конечно, такая увлеченность не может не отразиться на студентах. Они
безоговорочно принимают эту систему и на время учебы превращаются
сами в «бухгалтеров» своего образования, сводят «дебит с кредитом» и с удивлением
замечают, что стали больше понимать и разбираться в математике. Понятно, что
данный опыт, как и любой другой педагогический опыт, условно транслируем.
Слишком много в нем замыкается на личности «не-транслируемого» педагога, однако
это не умаляет значимости его описания. Увлеченность заражает, но такое
«инфицирование» нами только приветствуется. Так что после чтения этой статьи
число сторонников рейтинговой системы вполне может прибавиться. А всем, кто не
захочет быть сторонником, минус 10 баллов.
Статья М.Ф. Гамидовой о применении метода проектов в школьном курсе географии.
Можно было бы назвать еще одного увлеченного человека, если бы не «грабли», на
которые увлеченно наступает педагог. В самом начале статьи традиционная
педагогика объявлена несостоятельной, а метод проектов ‒
инновационным, то есть лучшим, и приводятся на то веские основания, с которыми на первый
взгляд и не поспоришь. Чтобы не тратить зря своего пороху, приведем мнение
другого учителя Денисовой Ларисы Николаевны, учителя технологии, ИЗО, черчения
и информатики. В своей статье по поводу проектной деятельности она, заглядывая
в историю, пишет: «...НарКомПрос утвердил программы, которые были построены на
основании зарубежных комплексов-проектов. В СССР в первые годы советской власти
их применяли в практике опытные и некоторые массовые школы. Однако этот метод
не давал возможности учащимся овладеть системой знаний в области конкретных
учебных курсов. И век новации был недолгим. А в 30-е годы метод проектов
был осужден в постановлении ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 года ―О начальной и
средней школе‖. После этого постановления был сделан вывод о том, что этот
метод не дает глубоких знаний по предметам. Советская школа была полностью
переведена на традиционное обучение. В 60-70гг. ХХ века и в США тоже
развернулась массовая критика метода проектов, вызванная нарушением систематичности
обучения и снижением уровня теоретических знаний учащихся общеобразовательной
школы по основам наук.» И далее делает следующий вывод: «Не надо забывать, что метод проектов должен органично
сочетаться с традиционной методикой обучения: с объяснением, инструктажем,
показом, упражнениями и т.д., но выступать в качестве интегрирующего начала.
Иначе принцип проектного метода: ―От идеи до готового изделия‖ – останется просто
декларативным»7. С этим трудно не согласиться. Поэтому, когда «...на первый план выходят практические действия
школьников», как бы нам опять не потерять системность обучения, которая, в
конце концов, и сделала наше образование лучшим. ЦК ВКП (б) больше нет, некому
осудить перекосы в образовании, ну а мы вместе с коллегой Ларисой Николаевной
просто о них напоминаем.
Об этом же пишет в своей статье А.Г. Перепелица, что специалиста в области современных
информационных технологий не подготовишь только средствами инновационной
педагогики: «Он должен сочетать в себе умения и навыки как традиционных, так и
современных методов обучения». На этом сходство наших мнений заканчивается.
Несколько замечаний по поводу изложения материала. В научной статье не
приводятся инструментарии (анкеты, тесты и т.п.), они обычно приводятся в
приложениях к исследованию. Приведенная анкета ближе к социологическому
инструментарию, чем педагогическому. Это должно отражаться в названии
исследования. В научной статье также не приводятся иллюстрации описательного и
объяснительного характера, если через них не представляется проблема
исследования. Далее, аспекты внедрения и использования цифровых технологий
широко исследованы, и если они повторяются, то необходимы научные основания,
зачем они проводятся в контексте данной статьи. В статье должна быть научная
новизна, даже если это касается опыта работы. Если в статье указывается на то,
что «...у ребят развивается мышление, любознательность и познавательный
интерес», то необходимо привести сравнительные данные этого развития. В списке
литературы не принято приводить реферативные источники. Обычно в работе
приводятся только первоисточники, их в статье нет. Без всего этого данный материал
больше похож на отчет для педсовета, где требования к научности доклада не
предъявляются. Там цели могут быть и другие.
7 Полностью текст см.: http://festival.1september.ru/articles/593388/
В статье М.М. Назар можно найти описание в общем-то знакомых с советских
времен форм работы, которые и сейчас обеспечивают хорошее качество подготовки
специалистов среднего звена. Тогда преподаватель не был только носитель знаний,
но и «...организатор деятельности, консультант и коллега по решению проблемы».
Очевидно, что в данном учебном заведении сохранились эти традиции, что можно
только приветствовать.
Текст Т.Н. Дацковской «Обучение технике запоминания иностранных слов путем
опорных образов» сложнее всего отнести к жанру научной статьи, так как он
скорее напоминает установочную инструкцию или алгоритмические предписания по
технике запоминания иностранных слов. Чтобы больше не возвращаться к этому
вопросу, приводим основные требования к написанию научной статьи:
«...научность содержания и языка изложения; законченность, целостность
раскрытия одного или нескольких вопросов; наличие размышлений и обсуждений;
соответствие масштаба замысла и сделанных выводов; логичность и
обоснованность; наличие выводов (кратких, емких смысловых положений); наличие
ссылок»8. Это же в некоторой мере относится к тексту Д.П. Трященко «Применение
мультимедийных презентаций с опорным конспектом на уроках технических
дисциплин». Не совсем понятно, при чем здесь технические дисциплины, так как в
тексте они легко могут быть заменены на любую другую дисциплину. Точно так же,
как и выводы, озвученные в конце текста. То есть представлен некоторый шаблон
для написания ненаучных статей в сборники. Кстати, у метода, нашедшего
применение «на уроках технических дисциплин», есть весомое авторство, методика
Шаталова, которое нелишне упомянуть в контексте статьи. Понятно, что нам представлен
некоторый индивидуальный опыт применения такой практики, но и он должен быть
оформлен в соответствии с требованиями к научному тексту.
8 Полный текст, который необходимо прочесть прежде чем писать научную статью, находится по адресу: http://5fan.ru/wievjob.php?id=15741
Статьи преподавателей ГБПОУ КК БАК А.С. Байракова, А.В. Петина, Е.В. Щетины имеют
также описательный характер. Эти описания предназначены для доверчивого
читателя, который может поверить в то, что это действительно научные статьи. В
них слишком много сослагательных и утвердительных наклонений, которые следует
принять на веру. Но наука не религия, она базируется на точном установлении
фактов. Статья приобретет научный характер, если каждый из перечисленных
пунктов о росте «показателей качества образования специалистов среднего звена»
будет подкреплен соответствующими исследованиями. Если увеличилось, то на
столько-то процентов по сравнению с исходными показателями. Несколько слов о
названии. Конкретику не принято выносить в название статьи. То есть
установленные научные факты должны действовать не только в Брюховецком
аграрном колледже. Такие данные, если это необходимо, приводятся в тексте или
в сносках. Не совсем понятно назначение списка литературы, приведенного в
конце данных работ. На все три статьи в тексте есть только одна ссылка: на
протокол Межведомственной комиссии РФ. Присутствие остальных авторов в списке
литературы объяснить сложно.
Анализ статей и проблемные вопросы подготовил к.п.н. Е.В Доманский.
**************************************************************************************************
Проблемные вопросы к гл.5
«Современное дистанционное образование»
Статьи этого раздела мы открываем с некоторым волнением и
интересом: а что там внутри? Автор занимался ДО еще в начале 90-х, когда оно
только начинало зарождаться и сеть Интернет была не так доступна, как сейчас.
Если она, например, до Якутска доставала, то дальше дискетки с информацией в
отдаленные поселки доставлялись только на оленях. Теперь такая романтика
осталась в прошлом, хотя сочетание дистанционных технологий с оленями было
крайне плодотворно. Однако такой полезный опыт не только не мешает, но скорее
помогает и в настоящее время участвовать в процессе становления современного
ДО. Остается только понять, что значит это сочетание «современное ДО» и как оно
соотносится с понятием «человек», «ученик», «учитель». Попытка такого анализа
сделана в статье А.А. Саакян, М.В. Саакян «Дистанционное обучение в
сфере образования», статье, дающей несколько поводов для размышлений.
Первое, на что мы обратили внимание, что уже в названии статьи дистанционное обучение
позиционируется только как разновидность обучения, но не образования. Однако
это не становится проблемой, скорее воспринимается как определенная норма
становления ДО. И мы бы согласились с такой позицией, если бы в тексте статьи
эти понятия не отождествлялись. Чуть ниже мы уже читаем о современном
дистанционном образовании. И это есть первый повод. Плоды обучения и
образования отличаются или должны отличаться, это очевидно из самого понятия,
которое авторы привели в самом начале текста. Отсюда возникает вопрос, не
является ли такое размывание границ между понятиями вплоть до их отождествления
своеобразным прикрытием по уплощению образования, о чем мы писали по поводу
статьи д.ф.н. С.В. Кущенко. Вторая важная для нас мысль ‒ о традиционной роли преподавателя в процессе дистанционного обучения. То есть в
формальном обучении (но не образовании) поменялись средства, но не сами
принципы обучения. Третья – последствия, вытекающие из этого обстоятельства. С
учетом того, что технологии дистанционного обучения развиваются «семимильными
шагами», такими же семимильными шагами растут и последствия. Печально, но
последствия нас заботят меньше всего, хотя они по степени своего влияния
могут превзойти все ожидаемые эффекты от их удобства9. Человек не
только «...транслирует совершенно разные модели потребления информации в
зависимости от ее источника», но и совершено разные модели потребления, что
может указывать на скрытый проектный замысел. Однако весь пафос нашего отношения
к данному тексту необходимо отнести к образу результата обученного человека.
Дистанционное обучение и его разновидности, представленные в тексте, не только
удаляют субъектов обучения друг от друга, но и от своего образа человека, так
как воспитание и развитие сложнее поддается «оцифровке», поэтому данную
трудность стараются незаметно пропустить. Впрочем, нами применяется именно
технология дистанционного образования, в которой взаимодействию учителя и
ученика, его воспитанию и развитию не мешает ни один из вышеперечисленных
факторов. При этом взаимодействие воспринимается более реально, чем это
происходило бы в классе. Многие из педагогов России, и Краснодарского края в
частности, могут наши слова только подтвердить10.
Следующая статья О.Б. Шестаковой - это неспешный разговор о том, каким видится
мир дистанционного образования преподавателю информатики. Из него можно
понять, что дистанционное образование может буквально все: догнать
студента в любом месте и предложить сдать зачет или послушать лекцию, «обучающийся
может получить то образование, которое соответствует его запросам и
специализации», «позволяет обеспечить принципиально новый уровень
доступности образования, сохранения его качество на высшем уровне», «чтобы быть
востребованным на рынке труда и быть успешным». То есть в дипломе такого выпускника надо написать
одно-два слова: может все. Это и будет полное признание приоритета
дистанционного образования и его выпускников над выпускниками с дипломами МГУ
или Гарварда. Когда-нибудь, может!
9 Об этом наша статья: Доманский Е.В. Информационное общество и образование: мифология и реальность // Народное образование. - 2008. - № 2. - С. 261-268. http://domanskiye.ru/main/i39-informacionnoe-obshchestvo-i-obrazovanie-mifologiya-i.html
10 Описание подобного опыта можно найти в книге:Доманский, Е.В. Проектирование эвристических заданий с рефлексивным компонентом
в дистанционных эвристических олимпиадах. Методика. М. : ИСМО РАО, 2007.- 99 с.http://domanskiye.ru/main/i73-
proektirovanie-evristicheskih-zadanij-s-refleksivnym.html
Статья Ю.Н. Романовой о влиянии дистанционного обучения на студентов аграрного
колледжа. Нам представлен некоторый опыт использования современных
телекоммуникационных средств. Однако не совсем понятно, чем он отличается от
обычно применяемых в таких случаях. Своей последовательностью перечисленных в
статье видов занятий или их содержанием? Только ли наличие этих средств
автоматически обеспечивает современное дистанционное обучение или что-то
другое? Поэтому нам предлагается поверить в то, что «...заметно повысился интерес
студентов к освоению дисциплин по профилю специальности». В статье также
некорректно приведена ссылка на литературу. По этой ссылке открываются статьи о
датском геологе и полярном исследователе Лауге Кох, заговоре Катилины в Риме до нашей эры и другие
любопытные сведения, к коим аграрный колледж и дистанционное обучение не имеют
отношения. Или имеют?
Анализ статей и проблемные вопросы подготовил к.п.н. Е.В. Доманский
************************************************************************************************
Доманский Е.В.Проблемные вопросы к главам 1-5 / [Текст] Е.В.Доманский // Мат. всероссийской науч. практ. конф. «Современная система образования: опыт прошлого – взгляд в будущее»// Историческая и социально-образовательная мысль/ст. Кущевская, Краснодарский край 2015 197 с. http://www.hist-edu.ru/hist/article/view/1998/1930