Крымские цыгане
Крымские цыгане
Этнографический фотоочерк по материалам1976 года
Евгений Доманский
(Статья в процессе редактирования)
Тема "Крымские цыгане" много лет была невостребованной и могла бы так и не увидеть свет. Такая потребность возникла после того как я отсканировал все свои негативы по цыганской тематике. После их систематизации сама собой пришла и актуальность. Полученный опыт работы с материалами по цыганам кэлдэрарам, дал возможность посмотреть на материал совсем по другому. Мысли показались мне интересны. Но вернёмся к началу истории, в 1976 год. В тот момент когда моё решение встретится с цыганами достигло некоторого максимума, осталась сущая мелочь, найти самих цыган и объснить зачем я к ним собственно говоря приплёлся. Задача, как оказалась непростая. Ведь даже самому себе объяснить почему я туда рвусь, я не смог бы даже под пытками. Тем не менее звёзды начали стремительно складываться, подтверждая ещё раз тезис о материальности мысли. Появилось время которое надо было чем то заполнить. Только-только закончилась эпопея с университетом, мы чесно отбарабанили два месяца в военном лагере, но между началом работы всё равно оставался некотрый промежуток времени. Неожидано подвернулсь сокурсница с г. Павлограда и она как бы между прочем поведала, что цыган в городе целый посёлок и обещала приютить меня на время моих похождений. Отступать было некуда и прихватив с собой фотоапарат, с которым на тот момент уже не расставался, я выехал по указанному адресу. Первыми мне попались цыганчата, они меня и выручили. С кем, с кем, а с детьми будь они хоть с племени тумба-юмба у меня проблем не было никогда. Можно сказать, что на их "плечах" я довольно безболезнено для обеих сторон вошёл в табор. Хотя табором этот посёлок можно было назвать достаточно условно. Крымские цыгане жили оседло, в добротных кирпичных домах и если и уезжали, то только на сезоные заработки. Например в Молдавию на уборку урожая. Посёлок изобиловал новостройками, что говорило о некоторой материальной успешности их предприятий. Однако здесь ещё можно было встретить цыганские кибитки с шатровыми приспособлениями. Об их фунциональной неотделимости от образа жизни может свидетельствовать тот факт, что на "стоянке" во дворе, телега всегда стояла по шатром, в котором можно было с уютом устроиться, например детям. Лошади, тогда ещё могли выступать наравне с машинами и не казались особой экзотикой на улицах цыганского посёлка. Записывая адреса цыган, я с удивлением отметил стереотипность повторения фамилии. На весь посёлок, по крайней мере у тех кого я спрашивал, была всего одна фамилия - Оглы. Обращаюсь к интернету. На запрос происхождения фамилии, поисковик выдал следующее:"Фамилия Оглы, скорее всего, образована от аналогичного имени, которое восходит к тюркскому слову «оглы», что переводится на русский язык как «сын». Согласно этому, можно предположить, что имя Оглы родители дали первому и долгожданному сыну в семье. Со временем он и получил фамилию Оглы". Возможно эта версия и имеет непосредственное отношение к даной общности крымских цыган получивших свою фамилию от прародителя по имени Оглы. И заканчивая мой небольшой обзор по крымским цыганам предлагаю отнестись к тем выделенным разделам фотоочерка, которые как мне показалось, заслуживают более пристального внимания.
12 октября 2015 г