ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

А

АНТРОПОЛОГИЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — это натураль­ный, социально и культурно детерминиро­ванный опыт понимания человека через призму существующей, хотя и изменяющей­ся практики образования. В образовательной антропологии это содер­жание и образ человека ситуативны, а глав­ное — релятивны (относительны), антропо­логии образования это содержание задано предельным (абсолютным) образом чело­века, можно сказать — «собственно чело­веческим в человеке». И уже этим обра­зом детерминирован в той или иной мере весь универсум образования (в своих зна­ниях, идеологиях, технологиях, структурах).

ГУ­МАНИТАРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД образование самого человека, развитие его субъектной и личностной позиции в жизни, в деятельности, во взаимоотношениях с другими людьми.  Антропологический подход в сфере гума­нитарного знания — это, в первую очередь, ориентация на человеческую реальность во всей её полноте, во всех её духовно-ду­шевно-телесных измерениях. Это поиск средств и условий становления полного — всего человека; человека как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с Другими, как индивидуальности перед лицом Абсолютного Смысла бытия, перед Богом.

АНТРОПО-ПРАКТИКА, практика «вочеловечивания человека»

АНТРОПО-ТЕХНИКА - целенаправленное культивирование ба­зовых,  родовых способностей  человека (В.И. Слободчиков).

АНАЛИЗ – логический прием, с помощью которого мысленно расчленяются предметы, явления и процессы с выделением их отдельных частей и свойств.*

АНДРАГОГИКА – раздел дидактики, раскрывающий и развивающий принципы обучения взрослых.*

Б

БЛАГО – соответствие предмета или явления своему назначению или своей цели. В силу того, что человеческая деятельность выражается в телесно-физическом, социальном, интеллектуальном, эстетическом и прочих аспектах, человеку присущ многовариантный путь достижения различных благ и обретения множества их оттенков. Высшее же благо и истинное счастье, согласно учению о нравственности, достигается путём соблюдения нравственных требований общества.*

БЛАГО – общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. Представление о благе формируется в процессе и на основе практического отношения людей к внешнему миру. Природные и общественные явления становятся благими, лишь поскольку они удовлетворяют положительные человеческие потребности, способствуют социальному прогрессу. Различают материальные и духовные блага, утилитарные, эстетические и др. Одна из разновидностей духовного блага – моральная ценность, добро.*

БЛАГОДАРНОСТЬ – отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях. Моральное требование платить добром за добро возникло очень давно, когда человек стал выделять себя в первобытном коллективе и когда стала возможной практика взаимных услуг.*

БЛАГОДЕЯНИЕ (часто понимается как тождественное добродеянию) – действие, имеющее положительное нравственное значение, оцениваемое моральным сознанием как добро. Иногда понятию благодеяние придается общесоциальный, а понятию «добродеяние» - специфически моральный смысл. В этом случае под благодеянием понимается действие, объективный результат, последствия которого отвечают интересам людей, полезны для общества. Под добродеянием же понимается поступок, отвечающий требованиям нравственности и совершенный сознательно по моральным мотивам (во имя высоких идеалов, интересов человека или общества).*

В

ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ – программы и соответствующие им учреждения, сгруппированные под общим названием по признаку сходства выполняемых функций. Совокупность видов подразделяется по разным основаниям, главные из них: а) направленность образовательной деятельности на выполнение тех или иных задач, вытекающих из социальных функций образования взрослых; представлена дополнительным, компенсаторным, адаптирующим, опережающим видами образования; б) характер связи с ранее получен­ным образованием и пройденными ступенями образовательной лестницы; представлен постбазовым, модернизирующим, «освежающим», возобновленным видами. Названная связь может быть формальной, содержательной, сущностной. В первом случае имеются в виду группы учреждений, обеспечивающих количественный прирост знаний и умений; во втором - обогащение уже имеющихся; в третьем - обогащение всех сторон творческого потенциала личности (идеальный вариант, соответствующий замыслу концепции непрерывного образования).*

ВЗАИМОПОМОЩЬ – отношения между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и одновременно разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого. Взаимопомощь вытекает из самого характера человеческого труда, который может быть только общественным, требует объединения усилий множества людей.*

ВЛЕЧЕНИЕ – бессознательное или полубессознательное стремление личности к достижению комфортного состояния; особое эмоциональное переживание определенной потребности, предшествующее возникновению желания как осознанного стремления. Характерной особенностью влечения является достаточно высокая степень активности и напряжения процесса переживания.*

ВОЗДАЯНИЕ понимается как вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью. Подлинной наградой человеку должно служить сознание исполненной им правды.*

ВООБРАЖЕНИЕ – способность мысленно создавать реальность, отличную от той, в которой мы пребываем в данный момент.*

ВОСПИТАНИЕ — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия его развития, подготовки к жизни и труду.*

ВОСПИТАНИЕ – навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни и быту.*

ВСЕОБЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ЗАКОНА обусловлена требованиями совести, побуждающей выполнять нравственные принципы: ненанесение ущерба себе, ближним, обществу, природе, соблюдение баланса духовных и материальных устремлений и действий, прав и обязанностей перед обществом. Вместе с тем всеобщность этого закона не исключает возможности его нарушения в силу различий, существующих между требованиями закона и реальной практикой межчеловеческих отношений.*

ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ права и свободы человека и гражданина как выражение осознанной необходимости для него следовать нравственным путем своего развития. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность социального государства.*  

ВЫСШИЕ ПОТРЕБНОСТИ – духовные (этические, эстетические, познавательные и религиозные) потребности, отличные от низших, эгоцентрических, материальных. Духовные потребности неограниченны в пределах и неисчерпаемы в своей глубине и интенсивности переживания.*

ВОЛЮНТАРИЗМ – в морали – это субъективистский принцип понимания нравственной деятельности, согласно которому человек должен совершать свой моральный выбор независимо от каких-либо социальных законов и общественных норм, «свободно» определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным произвольным усмотрением.*

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ – составная часть единого процесса общественного воспитания наряду с идеологическим, трудовым, бытовым, эстетическим и др. Необходимость регулирования общественным поведением людей включает с т. зр. морали две взаимосвязанные задачи. Во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, отнятий справедливости, добра, зла. Во-вторых, внедрение требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т. е. предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки. Эта вторая задача решается путем нравственного воспитания, который включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых моральных качеств личности. Содержание процесса нравственного воспитания в том или ином обществе определяется прежде всего его целями. В рамках отдельных институтов (трудовые коллективы, семья, школа, церковь, печать, литература) процесс воспитания, правда, имеет в определенных пределах целенаправленный характер, осуществляется с применением специально выработанных средств и методов.*

ВЫБОР МОРАЛЬНЫЙ – акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки другому. Субъектом морального выбора может быть: индивид, принимающий решение о поступке; коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; класс, стремящийся изменить или сохранить существующую социально-политическую систему; общество в целом. Индивидуальный моральный выбор воплощает в себе существенные черты моральных предпочтений группы, коллектива, всего общества. Моральный выбор отражает степень нравственной свободы личности и общества. Особенно отчетливо моральный выбор проявляется в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и общества (личная склонность и долг), собственные и чужие интересы (соображения эгоизма и альтруизма), или же вступают в противоречие различные моральные требования (например, когда выполнение обязательства может причинить ущерб обществу или отдельным лицам, когда требование благодарности влечет за собой нарушение принципиальности и т. п.). Конфликтные ситуации и необходимость морального выбора возникают при столкновении различных ценностей и норм, обусловленные социальными противоречиями, несогласованностью разных обязанностей, непродуманными действиями отдельных лиц или случайными обстоятельствами. Моральные требования, предъявляемые к лицу, находящемуся в ситуации выбора, предполагают учет последствий принимаемого решения и повелевают предпочесть выбор, имеющий результатом минимум зла и максимум добра.*

Г

ГЕРМЕНЕВТИКА    - это философский метод, который стремится исследовать основы устройства различных аспектов нашего мира и раскрыть их предпосылки; 2. Предмет герменевтики - это феномены понимания смысла, которые лежат в основе духовно-практических ситуаций человека. «Понимание превыше всего», ведь без понимания реальности, без понимания друг друга люди просто не смогли бы существовать;  3. Термин «герменевтика» имеет различные: трактовки. Например, герменевтикой называют: искусство постижения смысла, искусство понимания текстов. Такое значение термина широко распространено[1].

Д

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ— специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.*

ДЕЯНИЕ – действие, рассматриваемое с точки зрения, его практического содержания и достигнутого результата (что объективно совершено человеком, какие изменения произведены им в социальной действительности). В плане моральной опенки различают благодеяние и злодеяние. Деяние есть продукт взаимодействия субъекта деятельности (человека) и объективных условий, в которых совершается действие. В зависимости от того, стремился или не стремился человек к фактически полученному результату, различают намеренные и ненамеренные.*

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (моральная) — категория, этики, при помощи которой во всем многообразии общественной практики людей выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений (материальных интересов, привычек, склонностей и т. д.) – специфически нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение чувству долга, стремление осуществить определенные идеалы. Именно эту, моральную, сторону человеческой деятельности, которая исследуется различными науками, изучает этика. В отличие от поведения, которое охватывает всю совокупность поступков человека, под моральной деятельностью в этике понимаются только поступки, сознательно подчиненные определенным моральным целям. Нравственные представления способны ориентировать людей в социальной действительности и правильно направлять их деятельность лишь тогда, когда они отражают действительный исторический процесс. Только при условии соответствия устремлений людей объективной социальной необходимости они могут решать исторические задачи, руководствуясь моральными целями.*

 УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" (УД) - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике: как синоним научения, учения, обучения; как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте; как один из видов деятельности школьников. Концепция учебной деятельности является в психологии одним из подходов к процессу учения, реализующим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития. Она сложилась на базе основополагающего диалектико-материалистического принципа психологии - принципа единства психики и деятельности в контексте психологической деятельности (А.Н. Леонтьев) и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственной деятельности и типов учения (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина).  В концепции УД (в отличие от дидактических концепций) заложены предпосылки для понимания ученика как субъекта познания. Сам образовательный процесс трактуется не как трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство, а как развитие познавательных способностей, основных психических новообразований.*

ДОСТОИНСТВО - преобладание нравственной силы личнос­ти над влечениями плоти и пристрастиями души (В.И. Слободчиков).

ДОСТОИНСТВО отношение человека к самому себе и отношение к нему общества, в котором признается самоценность личности; основа самосознания и самоконтроля личности.*

ДОБРО – одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью – злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им. В понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее, которые выступают здесь в виде абстрактной моральной идеи о том, что должно быть и заслуживает одобрения. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия отдельных лиц. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей или социальная деятельность классов, состояние общества в целом), понятие добро приобретает форму более конкретных понятий — добродеяния, добродетели, справедливости и др.*

ДОБРОДЕТЕЛЬ – понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности (группы лиц, общества), указывая на их моральную ценность. Вместе с тем понятие добродетели подчеркивает деятельную форму усвоения добра в противоположность простому знанию принципов, которое не делает человека добродетельным. Противоположностью добродетели является понятие порока. Понятие добродетели подчеркивает роль отдельного человека как активного носителя той или иной нравственности. Это нравственная доблесть и красота, способные восхищать и привлекать каждого человека и к которым он должен стремиться ради достоинства своего существования и восхождения к идеальной норме бытия. Примеры добродетели: вера, надежда, любовь.*

ДОПОДГОТОВКА – процесс образования взрослых, осуществляемый перед  выполнением новых социально-экономических задач, направленный на  обновление знаний, умений и навыков специфике профессиональной деятельности в условиях изменившейся социально-экономической обстановки, ориентированный на получение социально-значимого результата труда взрослых.*

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ. Дополнительное содержание образования взрослых устанавливает организатор образования взрослых в соответствии образовательным запросом взрослых учащихся, социально-экономической ситуацией в обществе, запросом работодателя,  этническими  особенностями региона.*

Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. С одной стороны, сознание человеком собственного достоинства является формой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддержание своего достоинства предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков (или, наоборот, не позволяет человеку поступать ниже своего достоинства). В этом смысле понимание собственного достоинства наряду с совестью и честью является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью. С другой стороны, достоинство личности требует и от других людей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему.*

ДИАЛОГ - (от греч. diálogos - разговор, беседа), диалогическая речь, 1) вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), кон текстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). Д. противопоставляется монологу. 2) Функциональная разновидность языка, реализующаяся в процессе непосредственного общения между собеседниками и состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик. Н.Д. Арутюнова, М. Омарова. Большая Советская энциклопедия, 2001г.

ДУША  - вечная Идея  (Платон); низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей (чувствующая и деятельностная душа) (Гегель).

П

ПРОСТРАНСТВО ДУШИ. Создаваемые человеком в процессе развития внешняя и внутренняя формы рефлексии представляют собой пространство, в котором может находиться душа. Это пространство активно, энергийно, его внутренний избыток стремится наружу, чтобы реализовать себя, и таким образом влияет на внешние формы активности, поведения и деятельности своего носителя, как и на внешнюю форму — облик и лик последнего» (В. П. Зинченко).

ДУХОВНОСТЬ - общее определение собственно человеческого способа жизни, связанное с родовой укорененностью, открытием самоценного, очевидного и необходимого смыс­ла собственного существования, сопряженностью человека в своих стремлениях, делах и поступках с добром, либо со злом (ибо не бывает духовности вообще) (В.И. Слободчиков).

ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ – это воспитание помыслов, а нравственное воспитание  - это воспитание поступков. Между ними существует иерархическая связь – духовное определяет нравственное (А.А. Остапенко).

ДИСКУРС - (от франц. discours-речь), одно из основных понятий теории речи- связанный текст в совокупности с практическими, социокультурными, психологическими и другими факторами, речь как целенаправленное социальное действие.[2]

Ж

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ – направленность жизнедеятельности личности, ее точки зрения относительно своего места и роли в общественной жизни (в отличие от социального статуса, положения). В нравственном плане жизненная позиция – система поведения личности, определяемая ее убеждениями, идейностью, совестью. Позиция человека по любому общественно значимому вопросу является жизненной позицией постольку, поскольку она отвечает объективной логике развития социальной действительности, отражает расстановку реальных социальных сил, воздействующих на это развитие. Критерий истинности, правильности той или иной жизненной позиции – ее соответствие прогрессивным тенденциям развития и интересам общества.*

З

ЗАМЫСЕЛ: РАЗУМНЫЙ ЗАМЫСЕЛ (англ. Itelliget Desig, ID) один из ключевых элементов научного креационизма, согласно которому определённые признаки вселенной и жизни лучше всего объяснимы разумной первопричиной и не могли возникнуть вследствие процессов.

ЗАМЫСЕЛ - план, цель, проект, расчёт, намерение, задача, умысел, намерение, козни; задание, помысел, идея, задумка, хитросплетения, задуманное, прожект, концепция, мысль, мечта идея, тенденция, смысл, представление, комбинация, затея.[3]

ЗАМЫСЕЛ как специфическое проектное действие, находит своё функциональное развитие в двух параллельно разворачиваемых  схемах.

1. СХЕМЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ СТРАТЕГИИ: цели, средства, результаты, последствия, принятие решения.

2. СХЕМЕ ПОЭТАПНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ  в построении целей: целеполагание, целеопределение, реализуемость целей, анализ целей, целеосмысление (Н.Г. Алексеев) (уточнение последних элементов схемы: Е.В Доманский).

И

ИСТИНА – верное отражение действительности в мысли, критерием которого в конечном счете является практика.*

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание  (Н. А. Бердяев).

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА  — это полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе.*

ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА - это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны. *

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) трудно достижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда. *

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) трудно достижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина — это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте.*

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - заблуждения под которыми погребена живая душа (Л. Сурова).

НЕОБХОДИМАЯ ИСТИНА — знание, достигнутое в результате совокупности связанных внутренней последовательностью действий.*

СЛУЧАЙНАЯ ИСТИНА — знание, полученное вне зависимости от целенаправленных действий познающего субъекта.*

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИСТИНА имеет место тогда, когда приписываемое объекту свойство содержится в самом его понятии с необходимостью.*

СИНТЕТИЧЕСКАЯ ИСТИНА — это познавательная ситуация, в рамках которой раскрытие некоторого свойства требует внесения дополнительной (зачастую случайной) информации об исследуемом объекте в понятие об этом объекте.*

ИНСТИНКТ МОМЕНТА есть присущая детям и молодым людям ориентация личности на "близкую мотивацию" в ущерб "дальней мотивации". Руководствуясь инстинктом момента, т. е. сиюминутными побуждениями, молодой человек не в состоянии предвидеть отдаленных последствий своих поступков. Инстинкт момента может характеризовать и взрослого человека. Все дело в уровне развития личности: чем он ниже, тем выше риск возобладания инстинкта момента над нравственными помыслами, тем больше вероятность вступления человека на путь антиобщественного поведения.*

ИССЛЕДОВАНИЕ – процесс выработки новых знаний; один из видов познавательной деятельности, характеризующийся объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.*

 К

КАЧЕСТВА МОРАЛЬНЫЕ – понятие нравственного сознания, с помощью которого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей. Моральные качества (например, великодушие, правдивость, вероломство, скупость, щедрость, зазнайство, скромность и т. д.) характеризуют поступки независимо от того, кем они совершаются, и отдельные стороны поведения определенной личности, выступающие как свойства ее характера. Например, понятие «честность» может употребляться применительно к действиям, независимо от того, кем они совершаются (честный поступок), а может обозначать нравственную черту человека или группы людей, которые всегда поступают честно. Моральные качества разделяют на положительные и отрицательные (которые иногда именуют добродетелями и пороками). Понятие моральных качеств является более общим и сложным по сравнению с моральной нормой. В нем не содержится конкретного указания на то, какие действия человек должен и какие не должен совершать, а в обобщенной форме характеризуются и оцениваются определенные стороны его поведения. Такое, например, качество, как требовательность, находит выражение в целой совокупности поступков. Соответственно моральное требование, выраженное с помощью этого понятия («Люди должны быть требовательными к себе и другим»), предполагает целый ряд более частных норм поведения, и человек сам должен решать, как ему следует поступить, в зависимости от конкретной ситуации, чтобы проявить свою требовательность. В понятии моральные качества наряду с предписанием обязательно содержится также оценочная сторона; выражение определенного (положительного или отрицательного) отношения к нему. Поэтому определение качества поступка (или человека) является критерием для его моральной оценки.*

КЕЙСЫ case  (портфель, обстоятельство, ситуация, дело) это учебные материалы, в которых сформулированы практические проблемы, которые предусматривают коллективный или индивидуальный поиск их решения. Преимущество кейс-метода его практическая нацеленность, развитие  системы ценностей, профессиональной и личностной позиции, жизненных установок и мироощущения. К кейсу  прилагаются методические рекомендации (С.И. Гудилина).

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ - (модульные) любой кейс завершенный программно-методический комплекс взаимосвязанных элементов (текстовые материалы, практические задания и дополнительный материал. Отличает интерактивность, стимулируют самостоятельную работу обучающих).

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ – самостоятельная работа обучающихся на основе  по изучению различных печатных и мультимедийных учебных материалов предоставленных в форме кейса. Программно методический комплекс, где все элементы взаимосвязаны друг с другом в единое целое.[4]

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ  — форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.[5]

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Теория контекстного обучения разработана в развитие деятельностного подхода к наследованию социального опыта (А. А. Вербицкий). Согласно этому подходу, усвоение социального опыта осуществляется в форме деятельности учения, однако остается открытым вопрос перехода от познавательной деятельности студента к профессиональной деятельности специалиста. Основное противоречие профессионального обучения и состоит в том, что овладение деятельностью специалиста должно быть обеспечено в рамках и средствами качественно иной — учебной деятельности. Это противоречие преодолевается в контекстном обучении, представляющем собой реализацию динамической модели движения деятельности студентов: от собственно учебной деятельности (в форме лекции, например) через квазипрофессиональную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика и др.) к собственно профессиональной деятельности.[6]

Л

ЛИЧНОСТЬ (МОРАЛЬНАЯ) – субъект нравственной деятельности. Человек становится моральной личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя. Таким образом, понятие моральной личности – одна из важнейших категорий этики, тесно взаимосвязанная с другими понятиями и проблемами (долг, ответственность, самосознание, совесть, самооценка, достоинство, убеждение).*

 

М

МЕТОД – способ  теоретического исследования  или практического осуществления чего-нибудь.*

МЕТОДИКА – наука о методах преподавания, совокупность методов обучения, практического выполнения определенных операций  деятельности.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ – наука о методах обучения и воспитания специалистов, способных постигать структуру и динамику сложноорганизованных объектов – систем разных типов и классов.*  

МЕТОДОЛОГИЯ – наука о методах и средствах познавательной деятельности человека.*

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.*

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – пути исследования, способы достижения цели, решения конкретных задач, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.*

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ — способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, вследствие которых происходит усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, развиваются их познавательные силы и способности, формируется мировоззрение и достигается необходимая подготовка к вступлению в самостоятельную жизнь.*

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – создаваемая воспитанием и образованием система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющая отношение человека к окружающей действительности, задающая направленность его поведения в ней и позволяющая ему ориентироваться в различных сферах общественной жизни (бытовой, экономической, интеллектуальной, нравственной и т. д.).*

МОДЕЛИРОВАНИЕ в педагогике – построение копий, подобий, моделей педагогических явлений и процессов. Используется для схематического изображения исследуемых педагогических систем. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что изучение модели дает новую информацию о предмете исследования.*

МОТИВ — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.*

МОТИВАЦИЯ — побуждения, вызывающие активность индивида и определяющие направленность его действий.*

МЫШЛЕНИЕ – обобщенное и опосредованное познание действительности, нахождение наиболее существенных связей между различными объектами и процессами.*

МЕТОДОЛОГИЯ - это план пути, который еще никогда не был пройден (Г.П. Щедровицкий).

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - «мировоззрение» (взгляд, воззрение на мир, возвышенное видение мира), введен в научный оборот И. Кантом. Становление мировоззрения происходит одновременно со становлением человека и формированием его сознания мировоззрение – универсально действующая система принципов теоретического и практического отношения человека к самому себе, предметам и процессам действительности (А.П.Горячев).

МИРОВОЗЗРЕНИЕ (функции).

Онтологическая функция – в своем сознании человек вырабатывает определенную картину мира, воспроизводящую систему принципов статического и динамического бытия человека в мире и мира в человеке, в соответствии с которой происходят структурализация всех понятий человека о мире, их подчинение и соподчинение друг другу.

Гносеологическая функция – определенный тип мировоззрения задает соответствующие ему принципы понимания процесса познания или отказа от познания мира, т.е. основные принципы понимания отношения материи и информации, получения (приема), преобразования, хранения и использования информации.

Методологическая функция – конкретный тип мировоззрения задает систему принципов, определяющих путь познания и преобразования действительности, их наиболее общие методы, способы и приемы.

Эвристическая функция – мировоззрение выступает как определенная программа (эвристика) наиболее экономичных действий, перехода от одного этапа к другому как в познании, так и в преобразовании действительности.

Футурологическая функция – процесс саморегулирования организации и развития человека осуществляется на основе упреждающей информации, что является базой предвидения будущего, предсказания конкретных событий и процессов, длительного прогноза развития природы, общества и личности, в соответствии с которым производятся подготовка и коррекция деятельности человека.

Аксиологическая функция – принципы гуманитарной картины мира образуют систему ценностей, с которой человек соотносит все, что попадает в поле его зрения, и на основании которой производит выбор определенной программы действий, оценку процесса и результата познания и преобразования действительности, формирует идеалы, обусловливающие цели его деятельности, придающие смысл его жизни.

Антропокультурная функция мировоззрения человека является сложной по структуре, но сущность ее можно выразить словами: сотвори себя сам (А.П. Горячев).

МИССИЯ (лат. mission - посылать) в контексте данного задания обозначается как: призвание, предназначение (по выполнению добровольно взятых на себя обязательств: моральных, нравственных, исторических, культурологических и т.п.) (уточнение: А.Е. Левинтов).

МЕНТАЛЬНОСТЬ ( от позднелат.  Mintalis - умственный), образ мыслей, совокупность умственных навыков, духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе» как « качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов; под ментальностью  понимается «совокупность представлений, воззрений, чувствований общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющий на.*

МЕТОД [method] - способ достижения цели, процесс решения конкретной проблемы, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.*

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ [method of studies] - способ, прием, при котором осуществляется исследование предмета, явления или процесса.[7]

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – термин, не имеющий общепринятого определения. Он отражает не столько утвердившуюся в жизни реалию, сколько идею о том, как изменить к лучшему сложившуюся образовательную практику, чтобы повысить ее социальную эффективность, т.е. сделать ее более соответствующей логике развития общества и человека на различных этапах их развития. Непрерывное образование мыслится как стадийный и целостный в своих элементах по­жизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и ее всестороннее развитие и обогащение духовного мира: от детско-юношеского образования до образования взрослых. Его основные этапы: а) обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь; б) учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности.*

О

ОБРАЗОВАНИЕ — это всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и пространстве культуры,  человека, способного к самообразованию, а тем са­мым и к саморазвитию. Данная интерпре­тация — это образование в пространстве человеческой реальности.

(В.И. Слободчиков)

ОБРАЗОВАНИЕ - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.[8]

ОБРАЗОВАНИЕэто образ своего «Я», коллег, окружающего мира, образ Человека, его лик, личность  (В.П.Зинченко).

ОБРАЗОВАНИЕ взрослыхэто процесс целенаправленного воспитательного и учебного воздействия на граждан, формирующий у них компетентность, способность и готовность выступать в качестве субъекта деятельности.*

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС трактуется не как трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство, а как развитие познавательных способностей, основных психических новообразований.*

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ

Стратегия первая: «tabula rasa» - материалистическая. Суть данной образовательной стратегии заключается в том, что ребёнок от рождения есть «чистый лист» (tabula rasa), «бесформенный кусок глины», «несформированный индивид». Данная стратегия заключается в том, что становление человека происходит путём его внешнего формирования (придания формы бесформенному) другими людьми и «рукотворным» простран­ством человеческой культуры. Основная роль педагога - это педагоги­ческое воздействие на формируемого человека и создание культурной человеческой среды, необходимой для его формирования. Данная стратегия свойственна любому материалистическому мировоззрению.

Стратегия вторая: «доброе семя» - гуманистическая. Суть данной образовательной стратегии заключается в том, что в любом ребёнке от рождения потенци­ально заложено только доброе, чистое и светлое начало. При таком подходе основные педа­гогические усилия направляются не на растущего (становящегося) чело­века, а на условия, в которых это происходит. Согласно этой стратегии, ребёнок не может быть от рождения капризным или упрямым, так как капризы и упрямство есть приобретённые следствия неправильных педа­гогических условий. Гуманистическая педагогика - это педагогика, в которой много поня­тий, начинающихся на «само-»: самоактуализация, самореализация, са­моопределение, саморазвитие, самодеятельность и пр. «Смысл гумани­зации образования - это конструктивное самоизменение людей»

Она основывается на либеральных ценностях: толерантности, лояльности, равенстве, свободе выбора и реализации разнообразных интересов. Таким образом, образовательной целью сообщества с либерально-гуманистическим мировоззрением (идеологией) является создание условий выбора для самоактуализации и самореализации свободного человека.

Стратегия третья: «по Образу и Подобию» - христианская. Суть данной образова­тельной стратегии заключается в том, что любой человек несёт в себе Образ Божий и имеет повреждённую грехом человеческую природу. В нём от рождения есть и доброе (чистое, светлое) как отражение Образа Божия, и злое (греховное, тёмное) как следствие повреждённое™ чело­веческой природы. И тогда вся образовательная стратегия направлена на взращивание всего доброго в человеке и изживании всего злого и дурно­го, что есть в нём.

Цель христианского воспитания состоит в восстановлении полноты, исцелении, спасении человека, цельности его душевного и духовного здоровья.

(А.А. Остапенко)

ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, запрет на достижение цели  «любыми средствами».*

ОНТОЛОГИЯ онто (ontos) сущее, логос - учение, раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии - учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613).[9]

ОНТОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ бытийный (онтологический подход переводит человека в сферу активности, деятельности и субъектности. Воспитание в этом случае сама жизнь, а не подготовка к жизни «я есть то что со мной происходит.») Обладание – я есть то чем я обладаю (Н.М. Борытко).

ОНТОЛОГИЯ как противовес господству гносеологии в её крайнем проявлении утилитаризму. Осмысление жизни человека за пределами его гносеологического и утилитарного представления.

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ основания человеческого способа жизни В качестве таких оснований положены человечес­кая общность, человеческое сознание, человеческая деятельность (В.И. Слободчиков).

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ характе­ристики человеческого по­тенциала. Самодетерминация (саморазвитие). Самоотстранение (самоанализ и самооценка). Самотрансценденция (децентрация и самоотдача) (В.И. Слободчиков).

П

ПАТРИОТИЗМ  - неизъяснимая любовь к своей стране и земле предков  (С.С. Сулакшин).

ПЕРЕПОДГОТОВКА – процесс образования взрослых новым видам и способам профессиональной деятельности, применения новых технологий созидательного преобразования окружающей действительности.*

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ – процесс приобретения навыков профессиональной и нравственной деятельности граждан.*

ПОДГОТОВКА – процесс формирования знаний и умений, необходимых для того или иного вида деятельности.*

ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – процесс образования взрослых, завершивших обучение в среднем или высшем профессиональном учебном заведении, направленный на развитие профессионального и научно-этического потенциала граждан.*

ПОЗИЦИЯ — это способ реализации действующей ценности в том месте, которое человек занимает в совместном действии (Н.Г. Алексеев).

ПРОТИВОРЕЧИЕ (диалектическое) – взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями

ПРОБЛЕМА – (греч. рroblema – задача, задание) – теоретический или практический вопрос который надо разрешить.[10]

ПОНИМАНИЕ- способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия.*

ПОНИМАНИЕ - осознание связей между предметами реального мира в их обобщенном и опосредствованном отражении.*

ПОНИМАНИЕ - способность дать словесный эквивалентна, способность передать содержание своими словами, способность правильно провести рассуждение, т.е. способность прилагать к изменяющейся действительности уже имеющиеся знания о ситуациях или объектах.*

ПОНИМАНИЕ - процедура реконструкции вопросов, на которые отвечает наличное знание. Понимание в любом его проявлении, рассматриваемое со стороны его процесса, есть интеграция, дифференциация, сравнение данных об объекте понимания и личностных знаний, добытых в процессе опыта.*

ПРОЕКТ от лат. project замысел, идея, образ, включающие описание, обоснование, расчеты и чертежи.[11]

ПРОЕКТнамерения и пожелания решения проблемы, описанные на том или ином языке и уровне компетенции

ПРОЕКТбез пожелания и видения желаемого будущего – план

ПРОЕКТ,  без намерений действовать – «прожект».

МЕТОД ПРОЕКТОВ – не алгоритм состоящий из чётких этапов, а модель творческого мышления и принятия решений.[12]

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. (Е. Зачесова). В схеме проектной деятельности выделяют следующие позиции педагога: дидактическая (рефлексия и проектирование учителем дидактической составляющей, под которой понимается концепция и структура содержания образования), методическая (как осмысление методических  средств проектирования и реализации образовательных ситуаций), антропологическая (осмысление основных образований и способностей, которые формируются в системе образования; осуществление рефлексивного управления процессом оспособления ученика, работа с пониманием и непониманием ребенка и др.) (Г.И.Скворцова).

Р

РЕФЛЕКСИЯ - (филос.) "принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, примерное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания, 2.деятельность самосознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека".[13]

РЕФЛЕКСИЯ - способность самосознания человека к поиску нравственных, духовных смыслов собственной жизни и деятельности;  форма взаимоотношения и кооперации  с другими субъектами образования, построенная на  принципах  организации мышления и сознанияизбирательности пути поиска решений, 
возникающих на основании сопоставления с нравственными императивами, заложенными в генетическом коде нации (Е. Доманский 2015).

РЕФЛЕКСИЯ - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Процесс размышления индивида о происходящем в его собственном познании. Это процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.[14]

РЕФЛЕКСИЯ - осмысление индивидом социальных реалий в процессе социализации на основе жизненного опыта.[15]

РЕФЛЕКСИЯ – процесс коррекции способа действия через посредство реконструкции хода действия и причин затруднений (О.С.Анисимов).

РЕФЛЕКСИЯ имеет своим результатом план, проект на основе анализа ранее выполненных действий, продуктов деятельности. Предполагает выход из практической позиции во внешнее отношение к осуществленной и будущей деятельности (Г.П.Щедровицкий).

РЕФЛЕКСИЯ – сознание, обращенное на себя, способ организации умственной деятельности, представлений внутреннего мира в ходе принятия решений (Баранов П.В).

РЕФЛЕКСИЯ- анализ оснований собственных действий, являющийся существенным условием их построения и изменения. (В.В.Давыдов.

РЕФЛЕКСИЯ - это особый вид мыслительной деятельности: процесс мышле­ния человека о себе как субъекте мыслительной деятельности, содержании своего мышления и сознания, характере процесса мышления (Т. Разина).

РЕФЛЕКСИЯ – это способность самосознания человека к поиску нравственных, духовных смыслов собственной жизни и деятельности;  форма взаимоотношения и кооперации  с другими субъектами образования, построенная на  принципах  организации мышления и сознания,  избирательности пути поиска решений,  возникающих на основании сопоставления с  нравственными императивами, заложенными в генетическом коде нации (Е.В. Доманский).

РЕФЛЕКСИЯ школьника – это способность анализировать способы и результаты своей деятельности, устанавливать границы собственной деятельности при решении учебной задачи с помощью обобщенного способа мыслительной деятельности (Т.В. Белозерцева)

РЕФЛЕКСИЯ – способность человека осознавать собственную деятельность, видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их и таким образом производить культурные ценности, определять свое место в мире, знать свои возможности. Все это порождает свободную личность, обладающую достоинством» (К.Я. Вазина).

РЕФЛЕКСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

РЕФЛЕКСИЯ МЫШЛЕНИЯ, это плоскость средств, способов, техник работы и мыслительной и практической, позволяющих вносить коррективы в учебную деятельность, анализировать способы и результаты своей деятельности, устанавливать границы собственной деятельности, вырабатывать критическое к ней отношение. Обеспечивает развитие и преодоление затруднений в деятельности, оптимизирует общение, делает организацию познания более эффективной.

РЕФЛЕКСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ это совершенствование тонкостей технологии, организации мышления, деятельности и т.п. процессы с результатом, ориентированным на «обладание», утилитарное, прагматическое использование окружающего мира. Жизнь с пользой и для пользы.

Культура, ориентированная на полезность, всегда стремится к равновесию, к самосохранении всегда озабочена тем, чтобы выжить, а не жить. Ее единственная цель прикрываемая тем или иным благостным идеалом, - воспроизведет самой себя без каких-либо изменений. До тех пор пока культура ориентированная на отношения полезности, а не достоинства, в ней урезается время, отводимое на детство, старость не обладает ценностью, образованию отводится роль социального сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций (А.Г. Асмолов).

РЕФЛЕКСИВНОЕ  СОЗНАНИЕ (сознание для сознания), включающее в себя значение, смысл – внутренние формы проявления сознания (В.П.Зинченко).

РЕФЛЕКСИЯ СОЗНАНИЯ - это нравственные основания деятельности, оперирование категориями добра и зла и т.п. действия, связанные с несвободой, ограничением, зависимостью от моральных оценок своих действий. Исследователи отмечают, что только посред­ством рефлексивной функции сознания возможно выйти на предель­ные границы осмысления жизни.  Рефлексивное сознание - свойственно для «бытийствующего» человека, преодолевающего границы собственного существования, стремящегося к идеалу и полноте самораскрытия. БЫТИЙНОЕ  СОЗНАНИЕ (сознание для бытия), включающее в себя биодинамические свойства движения, опыт действия,  чувственные образы и т.п. внешние формы его проявления (В.П.Зинченко).

Жизнь с достоинством.

Культура, ориентированная на жизнь с достоинством - ведущей ценностью является ценность личности человека, независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В культуру достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны. Они находятся под охраной общественного милосердия. Культура достоинства гораздо более готова, чем культура полезности, к преодолению социальных катаклизмов, выходу из кризисов в драматическом процессе человеческой истории (А.Г. Асмолов).

ПРОСТРАНСТВО РЕФЛЕКСИВНОГО СОЗНАНИЯ - пространство внутреннего диалога и вы­хода человека в уникальную подлинность самого себя (В.И. Слободчиков).

РЕФЛЕКСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ относится к мысле-деятельности и мышлению как её составной части, РЕФЛЕКСИВНОЕ СОЗНАНИЕ – к субъекту сознания (А.Е. Левинтов).

РЕФЛЕКСИВНОЕ ЗНАНИЕ ("знание о знаниях") - методологическая и

методическая база для педагогического мониторинга рефлексивной деятельности педагога.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ – это не просто знание и понимание учителем самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие ученики, коллеги, родители знают и понимают «рефлексирующего» (его личностные особенности, эмоциональные реакции и т.п.) (Н. М. Борытко. 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ (осмысления своей профессиональной деятельности), профессиональной самооценки (осознания, соотнесения себя, своих смыслов с обстоятельствами внешнего мира, с социокультурными ценностями, оформления в этом процессе смыслов в ценности как регуляторы профессионального поведения и деятельности) и профессионального самосознания (выделение себя из объективного мира, осознание собственных способностей и возможностей принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в сознательные профессионально-педагогические отношения, нести ответственность за принятые решения и действия) (Н. М. Борытко). 
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ процесс самопознания учителем сущностных характеристик педагогической деятельности, которая обеспечивает выход за пределы традиционного выполнения деятельности, поиск новых нестандартных путей решения профессиональных задач и преодоление стереотипов своего профессионального и личностного опыта (Л.Н. Борисова). 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ это процесс мысленного (прогностического или ретроспективного) анализа какой-либо профессиональной проблемы, в результате которого возникает личностно окрашенное осмысление сущности проблемы и новые перспективы ее решения (А.А. Бизяева).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ — это процесс разрешения проблемно-конфликтной ситуации, нахождение нового смысла собственной педагогической деятельности посредством осмысления своей профессиональной позиции (Г.Г. Ермакова).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ — соотнесение себя, возможностей своего Я с тем, чего требует избранная профессия, в том числе, с существующими о ней представлениями (Б.З.Вульфов).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ — психологический механизм профессионального самосовершенствования и самоактуализации, проявляющийся в способности специалиста занимать аналитическую позицию по отношению к себе и профессиональной деятельности (Е.Е.Рукавишникова).

РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТ  как механизм управления деятельности. Назначение рефлексивного компонента заключается в обеспечении взаимосвязи всех компонентов самообразовательной деятельности, развитии деятельности, управлении и оценки (Н.С.Михайлова). 

РЕФЛЕКСИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ отражают направленность познания и переживания, логику удовлетворения потребностей и поведения, самооценка и саморазвитие (Н. К. Полукарова).

РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТ  отражает способность к самоизучению,  личностной оценке собственного жизненного и педагогического опыта, анализу причинно-следственных связей, стимулирует развитие его способности к работе над собой.  Эти компоненты развиваются неравномерно, но, тем не менее, изменение одного из них является условием развития любого другого (Е. Д. Безниско).

РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТ  элементы образовательной ситуации организующие рефлексивную деятельность и  развитие её участников связанные с субъектным  позиционированием (Е.В. Доманский).

РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЦЕНТРАЦИЯ – выход за границы суще­ствующей ситуации, переход  в “рефлексивный режим” функционирования сознания и (рас)положение относительно себя объективной позиции; эмоциональное переживание субъек­том всех моментов, связанных с самой ситуацией, себя в ней, деятельностью по решению проблемы, конечным продуктом рефлексии (З.Л.Становских).

РЕФЛЕКСИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА систему условий развития личности, открывающую последней возможность самоисследования и самокоррекции социально-психологических и профессиональных ресурсов. Основной функцией подобного рода среды исследователи называют "способствование возникновению у личности потребности в рефлексии" (А.А. Бизяева,  Г.Г. Ермакова).

РЕФЛЕКСИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА как совокупности внешних и внутренних педагогических условий, в которых осуществляется активное формирование культуры педагогиче­ской деятельности, то есть, возникает возможность выбора личностью целей, содержания и методов самообразования и саморазвития, происходит изменение представлений о себе как о личности и профессионале (Л.М. Ильязова, Л.Б. Соколова).

РЕФЛЕКСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОБРАЗОВАНИЕ)  связано с «…личностно-профессиональным ростом, с развитием педагогической рефлексии учителя как понимания рефлексирующего ученика…» (Г.П.Звенигородская). 

РЕФЛЕКСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ включает в себя «рефлексию преподавателя и рефлексивный тип учебной интеракции» (В.Я. Лехциер).

РЕФЛЕКСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ заключается в развитии навыков разумного мышления и поведения: “…с тем, чтобы в дальнейшем они стали разумными гражданами, разумными партнерами, разумными родителями” (М. Липман).

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПРОЦЕСС - влияние реальной ситуации на мышление и поведение участников, и воздействия их мышления и поведения на развитие ситуации, участниками которой они являются (А.А. Корох).

РЕФЛЕКСИВНАЯ САМООЦЕНКА - знания отражённые в результатах рефлексии (Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов).

РЕФЛЕКСИВНАЯ ДИАГНОСТИКА метод направленный на создание условий для самоисследования субъектов образовательной деятельности и их совершенствования в своей профессиональной деятельности (Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов).

РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - процесс передачи оснований для принятия решения одним из персо­нажей другому (В. Лефевр).

РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ – процесс отображения, преобразования и  развития "внутренней картины мира" учащегося. Включает три уровня: уровень рефлексии исполнительной деятельности (реальные указания, предложения, советы, приказы к действию); уровень выработки стратегии действия (выбор программы действий в зависимости от учета сложившейся ситуации и готовность к ее решению учащихся); уровень анализа и оценки выработанной стратегии и реализованной на ее основе программы, соотнесение ее с выдвинутыми целями и задачами.
Рефлексивное управление составляет основу самосовершенствования педагогической деятельности, педагогического общения, профессионально-личностных свойств учителя.[16]

РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - навязывание управляемому определенной стратегии поведения за счет передачи ему логически выстраиваемых оснований, с учетом которых он логически формирует "свое" решение, предопределенное управляющим. Любые "обманные" движения (провокации и интриги, маскировки и розыгрыши, создание ложных объектов и вообще ложь в любом контексте) предопределяют реализацию рефлексивного управления. Таким образом, в понятии "рефлексивное управление" отражается общий подход к управлению человеком с использованием разнообразных приемов скрытого психологического принуждения его и применением рефлексии как ведущего системообразующего психологического механизма данного управленческого процесса. Рефлексия "включается" у человека, когда он испытывает затруднения. При этом развитие человека осуществляется только в том случае, когда он, испытывая затруднения, предпринимает попытки их преодоления. В противном случае он не развивается. В связи с этим "секрет" хорошего преподавателя состоит не в том, что он так хорошо все излагает, что обучаемому не надо учить, а в дополнительной мотивации, побуждении учащегося к пониманию, казалось бы, усвоенных текстов. Однако следует различать рефлексивное управление и манипулирование (манипулятивное воздействие). При рефлексивном управлении используются различные средства и приемы для введения человека в заблуждение осознанно и целенаправленно. При манипулировании применяются приемы и средства скрытого психологического принуждения на неосознанном уровне.[17]

РЕФЛЕКСИВНАЯ СИСТЕМА - система «рефлексивных зеркал», многократно отражающих друг друга. Каждое зеркало — это аналог «персонажа», наделенного своей особой позицией. Весь сложнейший поток отражений зеркал друг в друге будет аналогом рефлексивного процесса. Понятие и теоретические схемы, предложенные В. Лефевром, позволили представить крупномасштабные социальные явле­ния (например, информационные войны) в виде взаимодействия макро субъектов, спо­собных познавать поведение друг друга и наилучшим образом воздействовать на «противника». Такой подход открыл совершенно новые возможности для предсказания стратегичес­ких решений.

РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - как взаимодействие интерферирующих функций когнитивной и воздействующей. Идея, лежащая в основе практически всех концептуальных пост­роений: психология участников любо­го исторического процесса является его неотъемлемой компонентой и, находясь в непрерывном взаимодействии с реальностью, образует рефлексивный процесс (Дж. Сорос).

УПРАВЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ деятельностью ученика (группы учеников) включает процедуру организации рефлексии и осознания полученного учебного результата, самооценки деятельности на уроке, соответствия целей ученика, обсуждения целей последующей деятельности и т.п. действий (Е.В. Доманский).

С

СИТУАЦИЯ - ситуация (от средневекового лат. situatio — положение) — это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение.[18]

СИТУАЦИЯ - (учебная) Часть учебного периода со своим индивидуальным набором параметров учебного процесса, характеризуемая конкретной организационной формой (С+М+Р+Э=Ф) С – способы; М – методы; Р – режимы; Э - элементы (А.А. Остапенко).

Образовательная СИТУАЦИЯ -  рассматривается как ситуации интеллектуального затруднения, постановки и решения задач (ребенком – учебных; педагогом – учебных задач в ситуациях «разрыва» в средствах и способах педагогических действий) (Ю.В. Громыко, Н.Н. Суртаева).

Образовательная СИТУАЦИЯ -  это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через совместную деятельность всех её участников. Её целью является рождение учениками образовательного результата в ходе специально организованной деятельности (А.В. Хуторской).

Педагогическая СИТУАЦИЯ понимается нами и как дидактическое средство, и  как пространство мышления и деятельности студента, структурированное его позицией как обучающегося и позицией преподавателя. Это означает, что учебное занятие выделено учащимся из ситуативно-жизненного контекста, психологически переживается  субъектами как значимое «здесь и теперь» событие (Г.Н. Петрова).

Проблемная СИТУАЦИЯ - актуализирует основание для коллективной мыследеятельности, должна иметь смысл – реальное значение в историческом, социокультурном, футурологическом пространствах. Однако при этом она должна быть не "производственной", учебной или игровой, а имеющей статус реальности для участников, включенных в образовательное событие. Иными словами, образовательная задача должна носить практический характер, предоставлять возможности овладения так называемым практическим мышлением.

Рефлексивная образовательная СИТУАЦИЯ (РОС) пространство рефлексии мышления, сознания и деятельности, структурированное в соответствии с личностными представлениями о её значимости, содержанием противоречия, влиянием социокультурного контекста и позиции субъектов обучения по отношению к целям и смыслам деятельности (Е.В. Доманский).

Рефлексивная СИТУА­ЦИЯ  как совокупность психологических условий для вхожде­ния самосознания в “рефлексивный режим” (З. Становских).

СУЖДЕНИЕ – форма мысли, в которой  осуществляется соотнесение того, о чём  ведётся речь (субъект) и того, что утверждается о нём (предикат) и показывается возможность замещения субъекта предикатом (О.С. Анисимов).

СУЖДЕНИЕ — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике.

ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ — суждения, составными частями которых являются понятия. Простое суждение можно разложить только на понятия.

СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ — суждения, составными частями которых являются простые суждения или их сочетания. Сложное суждение может рассматриваться как образование из нескольких исходных суждений, соединенных в рамках данного сложного суждения логическими союзами (связками). От того, при помощи какого союза связываются простые суждения, зависит логическая особенность сложного суждения.

 Классификация простых суждений

 Утвердительные — S есть P. Пример: «Люди пристрастны к самим себе».

Отрицательные — S не есть P. Пример: «Люди не поддаются лести».

Общие — суждения, которые справедливы относительно всего объёма понятия (Все S суть P). Пример: «Все растения живут».

Частные — суждения, которые справедливы относительно части объема понятия (Некоторые S суть P). Пример: «Некоторые растения суть хвойные».

Категорические — суждения, в которых сказуемое утверждается относительно субъекта без ограничений во времени, в пространстве или обстоятельствах; безусловное суждение (S есть P). Пример: «Все люди смертны».

Условные — суждения, в которых сказуемое ограничивает отношение каким-либо условием (Если А есть В, то С есть D). Пример: «Если дождь пойдет, то почва будет мокрая». Для условных суждений

Основание — это (предыдущее) суждение, которое содержит условие.

Следствие — это (последующее) суждение, которое содержит следствие.[19]

СУБЪЕКТ - индивид как источник познания и преобразования действительности, носитель активности, связанной с особенностями деятельности.(Психология. Словарь. -М.: Изд-во полит. лит. -1990-с.389.)

В психологии выделяют два способа существования человека как субъекта жизни:
• реактивный (жизнь человека не выходит за пределы непосредственных связей с окружающими);
• рефлексивный (сознание человека выходит из поглощенности процессом жизни, занимает позицию над ним).

СОВЕСТЬ - «нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка;  чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития».[20]

СОВЕСТЬ - «нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла».[21]

СОВЕСТЬ - способность понимать ценности, делающие человека человеком, а сообщество — человечеством (С.С. Сулакшин).

Авторитет СОВЕСТИ заключается в том, что санкционированные ею требования справедливого и честного отношения к жизни имеют абсолютный и безусловный характер. В случае недостаточного осуществления в обществе образовательной и просветительской функций совесть может быть несведущей, колеблющейся и даже порочной.*

Несведущая СОВЕСТЬ является принадлежностью человека, не знающего требований нравственного закона (ненанесение человеком ущерба себе, ближним, обществу, природе, соблюдение баланса материальных и духовных устремлений и действий, прав и обязанностей перед обществом).*

Колеблющаяся СОВЕСТЬ принадлежит человеку, знающему требования нравственного закона, но находящемуся в недоумении относительно нравственного смысла задуманного им поступка.*

Порочная СОВЕСТЬ имеет место тогда, когда человек не владеет критериями различения добра и зла.*

Голос СОВЕСТИ – голос внутреннего состояния человека, обвиняющий его в безнравственности. Всегда правдив, категоричен и неподкупен. В случае недостаточного осуществления судебной функции этот голос может выражать состояния немощной, усыплённой и ожесточённой совести.*

Немощная СОВЕСТЬ не способна активным образом осудить зло, хотя и осознаёт его опасность.*

Усыплённая СОВЕСТЬ выносит ложную оценку задуманных или совершённых человеком безнравственных поступков, оправдывая их благими намерениями и целями.*

Ожесточённая СОВЕСТЬ наполнена сознательным и решительным отвержением этических норм и правил.*

Нравственное понимание категории "СОВЕСТЬ". – 1) Совесть имеет то же самое значение для нравственно-практической деятельности человека, какое логика имеет для мышления, или какое идеи такта, рифмы и т.п. имеют для музыки, поэзии и т.п. 2) Совесть имеет несокрушимую силу и особое величие по отношению к человеческим действиям и намерениям. С совестью нельзя переговариваться, условливаться, вступать в сделки: совесть неподкупна. Совесть говорит человеку непосредственно. Т.е. нет необходимости в рассуждениях и умозаключениях для того чтобы услышать решение совести. Лишь только замыслил человек совершить что-либо дурное, тотчас же является на свой пост совесть, предостерегая его и угрожая ему. Совесть есть нравственно-профилактическое средство, предупреждающее человека от порочной жизни. Это судья, от которого нельзя избавиться ни подкупом, ни лестью. Сила укоряющего голоса совести может достичь такого напряжения, что человек сам вынужден избавиться от ее укоряющего голоса.*

 

СОЗНАНИЕ  как единственное начало для какой-либо онтологической позиции в метафизике и эпистемологии. Оно включает рефлексию сознания и, таким образом, является одновременно определением сознания как самосознания. Без этого нет никакого сознания. То есть любое сознание есть самосознание. Сознание меня не как эмпирического субъекта, а как сознание сознания. Сознание, сознающее себя. И поэтому оно избавляет нас от предположений и допущений о каком-либо конкретном, определённом физическом носителе этого сознания. То есть мы имеем дело с феноменом осознавания[1].

 



[1] http://www.mamardashvili.ru/index.php?texts/descartes/12.htm Мераб Мамардашвили: Метафизика свободы (лекции). 1999-2004. Авторы проекта: Евгений Данилов, Tатьяна Курбанова

 

 

Э

ЭВРИСТИКА (гр.heurisko нахожу), искусство нахождения истины – система логических приемов и методических правил теоретического исследования.[22]

ЭВРИСТИКА - совокупность неалгоритмических методов решения проблем. Решение находится путем оценок данных и результатов последовательных шагов приближения к конечному результату методом контролируемых проб и ошибок и коррекции последующих шагов решения. Э. используется при построении продуктивных творческих процессов.[23]

ЭВРИСТИКА – теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.[24]

ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ - совокупность неалгоритмических требований, позволяющих рассматривать идеи, проблемы, гипотезы, исследование и т.п. учебный материал с различных точек зрения и дающий возможность ученику создавать собственное содержание образования в виде открытых И(и)стин и личных продуктов творчества (Е.В. Доманский).

 ЭКЗИСТЕНЦИЯ - (человеческое существование), основные модусы (проявления) человеческого существования - забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада.[25]

Ц

ЦЕЛЬ [aim, perpose, target] - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности, изменения и развития. В качестве непосредственного мотива Ц. направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание Ц. зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств для ее достижения.*

ЦЕЛЬ — желаемый результат (предмет стремления). То, что желательно осуществить. Предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить. Необязательно достижимое. Желанье, стремленье, намеренье, чего кто-либо силится достигнуть. (Википедия)

Оперативные цели – повседневные, сиюминутные цели, носящие подчиненный характер по отношению к тактическим целям и обеспечивающие достижение тактических целей.
Оперативные цели редко специально ставятся сами по себе, скорее это конкретизация действий по достижению тактических целей.

Тактические цели – цели, которые ставятся, исходя из стратегических ориентиров, и конкретизируют ценностные компоненты цели. Тактические цели – это, по сути, шаги и задачи, направленные на реализацию стратегических целей.

Стратегические цели – это наиболее значимые жизненные цели-ценности, подчиняющие и определяющие жизненный путь человека или жизненный путь группы или организации. В жизни человека стратегические цели отражаются на всех жизненных действиях и шагах, лежат в основе любой активности. В своем конечном воплощении стратегические цели человека соприкасаются с таким экзистенциальным вопросом как смысл жизни. Спутанность, неясность стратегических целей приводит к неясности во всех областях жизни человека и влечет за собой фрустрации и депрессии.

СВОЙСТВА ЦЕЛЕЙ

Свойства целей отражают изменчивость и характер развития личности. Главные из них.
Глубина – влияние цели на разные сферы жизни и степень этого влияния. Это свойство стратегических целей.

Согласованность – степень взаимосвязи и влияния на другие цели.
Пластичность – со временем цели и ценности претерпевают изменения. Ценности личности формируются постепенно, и, соответственно, стратегические цели тоже претерпевают изменения.

Корректность цели – это согласованность между стратегическими целями-ценностями и тактическими целями. В ситуации, когда тактические цели не согласованы со стратегическими целями-ценностями, осуществление тактических целей будет сложным. Индивидуальный характер целей – цели всегда индивидуальны. Даже если цели называются одинаково, у каждого человека за целями стоят индивидуальные ценности и индивидуальные смыслы.

ПРОЦЕСС ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Целеполагание процесс творческий, и тем более творческий, чем выше уровень целей. Если на оперативном и отчасти тактическом уровне целеполагание больше связано с логикой и аналитическим мышлением, и часто связано с декомпозицией, то на стратегическом – с творческими способностями и синтетическим мышлением.

Отказ от целеполагания

Отказ от целеполагания выражается в негативном отношении личности к идеи постановки целей. Он связан со многими факторами, например, неясностью того, зачем собственно нужно целеполагание и как оно влияет на жизнь человека, плохим знанием себя и наличием противоречивых тенденций, внутриличностных конфликтов. В таких случаях человек буквально не понимает, чего он хочет. Понимание себя, осознанное целеполагание может быть связано с актуализацией конфликта, в таком случае осознание ценностей и целей будет блокироваться психологическими защитами.[26]



[1] Термин 1. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - С.99.; 2. Журнал прикладной герменевтики. - 1996г. - январь. - С. 17. 3.; Брудный А.А. Психологическая герменевтика. - М.: Лабиринт, 1998. - С. 32. Шлейермахер Ф. Герменевтика // Общественная мысль: исследования и публикации. - Вып. IV - М., 1993. С.112-135.

 

[2] Большая Советская энциклопедия

[3] Словарь синонимов

[4] Интернет - обучение (под ред. Полат Е.С.)

 

[5] http://ru.wikipedia.org/wiki/

[6] http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=425

 

[7] Большой энциклопедический словарь 2000 

[8] http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/psych.html

[9] Философский словарь. /Под ред. И.Т.Фролова

[10] Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник / Наука М.: -1975 С. 479

 

[11] Словарь бизнес-терминов

[12]Педагогическая лоция

 

 

[13] Философский словарь. / Под ред. И.Т.Фролова

[14] Философский энциклопедический словарь. М., 1989

[15] Психолого-педагогический словарь

[16] http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/792-reflection-teacher-reflection

[17] http://www.uprperson.ru/metody_strategicheskogo_upravleniya_kadrami/refleksivnoe_upravlenie

[18] Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2000: Мультимедиа-энциклопедия. М., 2000

[19] http://ru.wikipedia.org/wiki

[20] Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

[21] Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона

[22] Надель –Червинская М.А., Червинский П.П. Толковый словарь иностранных слов. / Общеупотребительная лексика (для школ, лицеев, гимназий). // Ростов на Дону, «Феникс», 1995.

 

[23] Терминологический словарь. www.intellsyst.ru

[24] Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд.-М.: Политиздат,1990.

[25] http://www.altai.fio.ru/projects/group4/potok20/site/slovar.html

 

[26] http://personaling.info/2007/04/14/tselepolaganie-1/

Яндекс.Метрика