Рефлексивные аспекты организации продуктивной педагогической деятельности на Интернет-форуме.

 Доманский Е.В. к.п.н.  с.н.с. лаборатории дополнительного образования ИСМО РАО

 

        Организация рефлексивной деятельности на педагогическом Интернет-форуме как средство изменения и переопределения целей участников форума на более продуктивный результат в рамках заявленной темы. Анализ мышления участников форума в создавшейся проблемной ситуации. Выделение регламентирующих и других способов организации педагогической деятельности на форуме для использования их в последующей работе.

        Reflective activity organization at the pedagogic internet-forum like means of modification and aims` redefinition the forum participants for more productive result in the contexte of declared theme. Thinking analysis forum participants in created problem situation. Detachment of regulating and others ways of pedagogic activity organization at the forum to use them in the posterior work.

         Форум является одним из основных инструментов педагогического общения в Интернете.  Отметим, что изначально эта форма не проектировалась для образовательных целей и служила просто как средство для обмена мнениями. Т.е. выполняла информационные функции. Возможно, заложенные в этой форме стереотипы оказывают влияние при организации на форумах различных дискуссий, обсуждений, педсоветов и т.п. педагогических мероприятий. Нами была предпринята попытка организации продуктивной деятельности на одном из форумов центра     «Эйдос». Что было сделано организаторами форума предварительно? Первое - заявлена тема форума: «Рефлексия как инструмент диагностики достижения и переопределения целей образования»[1]. Второе - тема переформулирована, как проблема, в вопрос: «Какой должна быть рефлексия, чтобы с её помощью можно было бы проверять и переопределять цели образования ученика?». Дальнейшие действия участников показали, что вся их деятельность сразу же ушла в сторону от ответа на этот вопрос. Собственно, она переросла в обмен информацией по поводу рефлексии и обсуждению различных ее форм, которые во многом никак не увязывались с целями форума. Стало также очевидно, что в этой форме дистанционной деятельности проявляются многие из проблем, связанные с организацией рефлексии в образовании. Одна из них состоит в отсутствии регламентирующего методического инструментария обеспечивающего эффективность данной деятельности.     Отсутствие норм, когда еще не сложились определенные навыки и представления об этой деятельности, приводит к тому, что вся работа скатывается в уже привычное для многих педагогов обсуждение, в котором за результат принимается не решение педагогических и др. проблем, а сам факт участия в дискуссии на форуме. В связи с этим, цель нашего участия на форуме заключалась в том, чтобы использовать ситуацию на форуме как обучающую, перевести участников в деятельностную позицию, в которой они реально бы осваивали тему форума, для получения более эффективного результата в виде практических приемов работы по организации рефлексии в образовании. А также, выделить регламентирующие и другие методические аспекты организации педагогической деятельности на форуме для использования их в последующей работе. Это осуществлялось с помощью следующих действий.

Первое - организацией собственной рефлексии по поводу происходящего на форуме, для понимания - какие действия необходимо осуществить участникам     для продуктивной работы на форуме. Эта деятельность позволила  выделить рамочные и  процедурные условия деятельности участников     на форуме, актуализировать, перевести в план осознания несоответствие полученных результатов и целей форума;

Второе – организацией  образовательной ситуации, которая (парадоксальным образом) переворачивала представление о приоритете учителя на рефлексивное управление по отношению к ученику: проверять и переопределять цели образования на уроке. В ней продемонстрирован достаточно типичный для урока  пример рефлексивного управления учеником учителя[2];

Третье - побуждением участников организовать рефлексию той деятельности, что уже произошла, чтобы на ее основе поставить собственные цели по отношению к целям форума.

      Данная работа актуализировалось следующими действиями организатора рефлексии: «…Теперь вернемся к нашей теме: «Рефлексия как инструмент диагностики…». Попробуем сформулировать, что диагностировалось этими вопросами? Как это связанно с формулировкой вопроса, его содержанием, акцентами, смыслами и др. Как этой формой вопроса задаются субъект субъектные отношения. Можно ли в этих вопросах выделить диагностические элементы? и т. д. Какие вопросы необходимы еще? Есть ли здесь взаимосвязь между полученным результатом и формой, содержанием и т.п. элементами вопроса? Нельзя ли на основании этого анализа сформулировать способ составления диагностических рефлексивных вопросов, достижения и переопределения целей образования?…».

Четвертое - вводились нормы деятельности, позволяющие  участнику относиться к происходящему не отстранено, а как разработчику, создающему приемы организации рефлексии, с помощью которых он может переопределить свою деятельность «здесь и сейчас» и таким образом получал бы возможность достигать целей форума на опыте собственной деятельности.

Пятое - организовывалась понятийная работа для стягивания поля деятельности форума в рамках личностно ориентированного подхода.

Например: «…Я бы уточнил вопрос.     Какому образу результата могут или должны соответствовать учитель и ученик при достижении образовательных целей, в деятельность которых была включена рефлексия? Как рефлексия может повлиять на "знак" этого образа?
Какие образы можно с ее помощь создавать?
Может ли с ее помощью осуществляется духовное развитие?
Как осуществляется переход от внешне заданной рефлексии к внутренней? Или: Многие исследователи утверждают о различном развитии рефлексивных способностей у людей. Как, с учетом темы нашего форума, решаются     такие образовательные задачи? Давайте определимся, о каком образовании идет речь. Если о субъект – объектном, то что можно отслеживать…». Если мы говорим о личностно-ориентированной парадигме, то где здесь взаимоотношение субъектов образования? Отсюда и возникает методология построения рефлексивных вопросов и т.д.

Шестое - выделялись из числа участников те, кто мог продемонстрировать некоторые культурные нормы такой деятельности с     предложением осуществить рефлексию происходящего на форуме. Благодаря одному из этих участников были выделены и осознаны важные приоритеты деятельности[3]. Вот некоторые из этих фиксаций: «…Добавляю к прежнему - здесь не только методология нерефлексивных. Я здесь узнала кое-что еще, очень мне знакомое и по практике. Итак, коллеги занимаются традиционной индивидуализацией и дифференциацией, главный вопрос которой: как сделать, чтобы было:

  • Интересно
  • Познавательно
  • Креативно
  • Учитывало интересы, склонности и способности
  • Специфику предмета и т.д. (до бесконечности)

        Главным в этом вопросе является именно: как сделать? В нем я читаю озабоченность учителя в том, чтобы процесс «пошел» и «шел-шел-шел»… Именно по этому пути идут     и шли, индивидуализируя или дифференцируя: За ученика всё сделаем, учтем многообразие, да еще и науку подключим, чтобы теория была на службе у практики. Для этой благой цели     обычно предлагается действовать по принципу «учета». В     анализируемой нами ситуации речь идет о «форме»: искать для каждого ученика свои формы. Чтобы был выбор. И тогда он (ученик) сможет сам найти что-то для себя!

Седьмое - побуждалась деятельность по осмыслению этой ситуации как дидактической, с целью ее использования в собственной учебной деятельности.

«…Уважаемые коллеги! После того, как получен первый результат, можно проанализировать, как он был получен. Можно ли здесь выделить метод? Я предлагаю проанализировать деятельность на форуме с этой позиции. Были ли здесь рефлексивные диагностические такты по диагностике целей участников? В чем они выражались? Какие цели были отдиагностированы? Какая деятельность по переопределению целей осуществлялась? Можно выделить способы, приемы и др.? Какие результаты получены? Как, по-вашему, эту деятельность можно было осуществлять с большей эффективностью? Какой личный результат получен по этой деятельности?…» и др.

Восьмое - делегировал полномочия или побуждал взять ответственность за какую-то часть организации результата. Для этого предлагались вопросы участникам, типа:

«…Кроме того, я прошу осуществлять текущую рефлексию этого процесса…». «…Ю.В. я хотел бы попросить ввести понятие «рефлексия». Если вы говорите, что рефлексия вызывает «желание отделаться», «дать формальные ответы», то каким инструментарием и как вы пользуетесь? Каким понятием руководствуетесь? И что надо менять: рабочее понятие, форму, цели, учителей, учеников и т.д.?». «…Попробуйте под эту ситуацию, так как она вам хорошо знакома, сейчас сформулировать рефлексивные вопросы. Будет что обсудить».

       Если проанализировать деятельность участников форума с точки зрения их мышления, то мы увидим следующую картину: субъекты процесса – учителя, которые обсуждают, как научиться осуществлять рефлексивную диагностику качества обучения и на основе полученных данных переопределять цели учеников, возможно, своих коллег и др. Отсутствие     личного целеполагания своей работы на форуме замещается наиболее привычным способом – информированием. Эти действия в основном,     относятся к     сфере МК (мыслекоммуникации). Если кто-то попытается осуществить рефлексию этой сферы деятельности, то он сможет выделить для рефлексии только процесс. Содержание этого процесса определить, практически не удастся. Потому что ответ на рефлексивный вопрос «Зачем вы осуществляете то или иное действие?» будут выглядеть как ответы типа: «так принято…» или «так не принято…».

        Вторая сфера, это М (мышление). Если использовать эту ситуацию как обучающую, то для переопределения целей коллег необходимо было отрефлексировать мышление участника(ов) форума. Почему они мыслят так, а не иначе? Т.е. осуществить диагностику мышления участников форума. Эту связку можно представить схематически МК-М. После диагностики становится очевидным кто как размышляет, а значит можно осуществлять деятельность по переопределению целей. После создания проблемной ситуации такую диагностику смогла     осуществить  только одна из участниц форума, что послужило для нее основанием переопределить свои цели на исследовательскую деятельность. Вот в этом поясе уже появляется, должно появиться основание для деятельности в третьей сфере - МД (мыследеятельности). Основания для переопределения целей формулировались дважды. Если оценивать эффективность этой работы, то можно засчитать два результата. Один – организационный (сделанный нами в процессе переопределения целей участников) и содержательный (в виде рефлексивного анализа). И второй - содержательный по целям и задачам форума, сделанный одной из участниц форума. Кроме того, поставлены некоторые вопросы как проблема, а также по результатам рефлексивного анализа могут быть сформулированы некоторые предложения по повышению эффективности работы на форуме. Собственно говоря, все они имеют оргдеятельностный характер. Одна из главных проблем - это определение актуального содержания для участников дискуссии. Тема и деятельность должна быть актуальны, иначе нет мотива для достижения результата. Сложившаяся практика поощряет формальный мотив ради участия, тем более что именно по нему составляется рейтинг, безотносительно, принесло это участие плоды или нет. Поэтому на форуме должны присутствовать     либо уже актуализированные участники, либо актуальность необходимо организовывать, «извлекать» из участников, специально во время форума. Те, кто считает заявленную проблему для себя актуальной, вправе поставить собственные цели на форуме и соотнести их с общими целями, если это принято по правилам работы на форуме. Присутствие «бесцельных» участников допускается при условии предъявлении ими своей позиции. Далее текущая деятельность рефлексируется на предмет  либо приближения к цели, либо ее корректировки. И в конце должна быть сборка результата в рабочий продукт.

Выводы:

По результатам этой работы можно констатировать, что наше предположение подтвердилась только частично. Так как эти условия оказались необходимыми, но не достаточными, для того чтобы организовать продуктивную работу на форуме. В частности, это произошло оттого что:
•     Не было актуальности участия на форуме, а актуализировать всех в процессе форума не удалось.
•     Организаторами форума не было достаточно ясно определено, что это за действительность, в которой необходимо осуществлять рефлексивное управление (переопределять цели)[4].
•     Не был очевиден образ ученика, по отношению к которому необходимо осуществлять диагностику и корректировку целей образования. Из какой он парадигмы?
•   Не удалось полностью осуществить рефлексию текущей деятельности и мышления участников форума. Здесь надо подумать над другими орг. формами и понять причины, тормозящие эту деятельность.

•     Не удалось организовать практическую деятельность по поиску методов диагностики и переопределения субъектов образования за пределами форума.

      Данная работа все же позволила проверить на практике некоторые подходы по переопределению целей деятельности участников форума, которые мы изложили выше.

Для цитирования: Доманский Е.В.  Рефлексивные аспекты организации продуктивной педагогической деятельности на Интернет-форуме[Текст] / Е.В.Доманский // Стратегия развития образования: эффективность, инновации, качество / Материалы ХIV научно-методической конференции, посвящённой 55-летию МГУТУ (в трёх частях). Часть 1.//Тематическое приложение к журналу «Открытое образование».-М.: МГУТУ, 2008. – С. 215-220

 

 

Должность, место работы: ст. науч. сотрудник лаборатории дополнительного образования,

Институт содержания и методов обучения РАО, г. Москва

E-mail: dom.tut@mail.ru 

(0,32 п. л.)

 

 



[2]Пример приводился из статьи В.Г.Богина Несколько аспектов проблемы школьного образования и несколько размышлений о путях ее решения // Вопросы методологии» № 1-2,1999 г.

 [3] Г. М. Кулешова – руководитель, «Школа менеджеров», г.Нефтекамск

 [4] Автор данного текста присутствовал на форуме на правах участника и не был его организатором.

Яндекс.Метрика