Профориентационная карта для учащихся
Е.В. Доманский
(Профцентр, г, Электросталь)
Одним из способов мобилизовать и использовать знания об особенностях каждого учащегося в целях профконсультации является работа с профориентацконной картой. Основным недостатком разрабатываемых профкарт являлась трудоемкость сбора сведений об учащихся и обработка массива информации. Созданная профкарта практически решает эти проблемы. Специальная система оценок или баллов делает ее инструментом для перевода знаний об учащихся в единый алгоритм, доступный и понятный всем, независимо от того, сколько человек будет принимать участие при ее заполнении. При этом методы получения сведений в основном являются классическими и доступными, такие, например, как педагогическое наблюдение, анализ учебной деятельности учащихся и т.п., а собранные на протяжении многих лет (практически за весь период обучения) дадут динамическую картину развития личности учащегося по многим профессионально важным качествам. Тем самым будут созданы условия для диалога, между профконсультантом и учащимся с целью адекватного профессионального самоопределения и путей его реализации. При необходимости обычные методы изучения учащегося могут быть дополнены методами функциональной диагностики, результаты которых также заносятся в профкарту, в специально для этого отведенном месте.
Профкарта состоит из 9 разделов.
I раздел - общие сведения.
II-VI разделы - сведения, опираясь на которые, профконсультант может дать рекомендации, исходя из:
- профессиональной направленности учащегося;
- профессионального опыта и способностей;
- индивидуального стиля деятельности и поведения.
VII раздел - информация о состоянии здоровья за период обучения.
VIII раздел - рекомендации по профсамоопределению и выбор учащегося.
Заключительный IX раздел посвящен сведениям о профадаптации в течение 3-х лет со дня окончания школы, т.е. на сколько в ближайшем будущем оправдался прогноз профконсультанта или какие причины привели к нарушению этого прогноза и адаптации.
Профкарта снабжена инструкцией и специально разработанным блоком анкет для старших и младших классов,
Таким образом, наиболее трудоемкая часть операции - сбор сведений - существенно упрощается. Балльная система оценок качеств позволяет проводить учет и обработку данных на ЭВМ, что еще более будет способствовать снижению трудоемкости работы с профкартой. В настоящее время она является одним из главных методических инструментов профконсультантов в школах г. Электросталь.
************************************************
Для цитирования:
Доманский, Е.В. Профориентационная карта для учащихся. [Текст] / Е.В. Доманский // Профессиональная ориентация школьников: мат. науч. образ. конф. / Ярославль: ЯГПИ им. Ушинского,1986. – С. 99 - 100.