Опыт преодоления отчуждения образования в дистантном проекте «Моя родословная»

 

Доманский Е. В., науч. сотрудник лаборатории методологии общего среднего образования ИСМО РАО, г.Москва.

          Идея осуществления дистантного проекта «Моя родословная» возникла в тот момент, когда появился многолетний опыт собственной деятельности (в том числе и педагогической) в этом направлении и организационно-технические условия созданные в центре «Эйдос». На мой взгляд, реализация проекта это одна из попыток решить проблему отчуждения человека от основных, в том числе и образовательных смыслов его жизни. По ходу проекта одним из координаторов была выдвинута версия: «что организаторы не осознают, сколько людей они всколыхнули, заставили творить, вести настоящие исследования этим проектом» В действительности, все с точностью до наоборот. Ситуация изначально была спроектирована так, что побуждала, «заставляла творить…» участников проекта. Она возникла и развивалась благодаря наличию технических и организационных средств. В первую очередь это задания проекта, рефлексия некоторых этапов их выполнения и конечно конференции, позволяющие создать на время проекта некую сообщность решающую одни и те же цели.

  Создание ситуации является типичным педагогическим приемом реализуемой в проектной деятельности и не только в ней. Этим приемом владеют многие педагоги, имеющие отношение к личностно-ориентированной педагогике. Но не это является основным смыслом данного проекта. Его реализация вскрывает некие механизмы (технологии) вхождения в естественные (Е) процессы, процессы освященные духовными смыслами, имеющими если не архетипическую, то глубоко историческую основу. Их действие можно проследить на многие тысячелетия назад. В первую очередь в определенных традициях тщательно оберегаемых и передаваемых из рода в род. Можно сказать что, данный проект есть небольшой, но хороший пример, благодаря которому можно увидеть механизм действия Е–процессов.   В реальной жизни Е-процессы, чаще всего настолько слабо проявляемы и забиты мощными формализованными, искусственно организованными процессами, что они практически перестают влиять на жизнь человека, в данном случае на его образовательные ориентиры. Особенно сильны они в формально ориентированной педагогике. Искусственные (И) процессы порождают искусственные цели и в конце концов искусственно организованную жизнь, ложность смыслов которой становится особенно очевидной тогда когда у человека уже не остается сил что-либо изменить.

Легкость, с которой человек «влипает» в искусственные процессы заставляет предполагать, что у людей или у подавляющей части современного общества существует сродство к таким процессам. Попытка,  выдернуть человека из них,  вызывает у последних состояние дискомфорта выраженного тем больше,  чем больше сродство человека к этим процессам.

Мир агрессивно втягивает человека, в том числе и ученика, во все более сиюминутные и все более насыщенные эмоциональные процессы. Зрелищность их такова, что их иногда уже трудно отделить от истинной  жизни, и тогда телевизионный сюжет по эмоциональному переживанию становится гораздо сильней тех, что происходят в личной жизни. Этого становится достаточно, для того чтобы там, застрять, навсегда, что и происходит в реальной жизни.

 Некоторая часть людей (меньшая, как подсказывает мне мой практический опыт) наоборот, неуютно себя чувствует в формально организованных процессах. Подавление тех или иных устремлений определенных групп людей происходит при одномерной форме образования позволяющей развиваться только одному процессу искусственному или естественному.

Поскольку в обществе существует потребность на организацию своей жизни, образования по обеим формам, то неплохо бы было, чтобы и удовлетворялись они обе. Данный проект демонстрирует наглядный механизм организации естественной ситуации, и втягивание в нее тех, кто застрял в чуждых ему процессах. В то же время прекрасно формализованная процедура вхождения в этот процесс позволяет и формально организованным ученикам найти свое поле деятельности. Некоторые работы наглядное тому подтверждение.   Но настоящие открытия сделали, конечно, те, кто вошел в естественный поток человеческих отношений. До сих пор, пребывая в чуждых им по духу целям и ценностям, они не могли видеть этот мир:  и вдруг увидели. Конечно, степень этого видения очень индивидуальна, как и способность развиваться в нем, но главное сделано, создан прецедент. Оказывается мир и вот еще какой. Осознание этого не замедляет сказаться и на отношениях ко всему, что теперь предстоит в новом свете. Человек начинает изменяться, а фактически происходит восстановление давно порушенного  (в данном случае отношений) так, как это должно быть по естеству. Вот только несколько рефлексивных суждений по этому поводу: «Я сразу почувствовал тягу к работе, она пришлась мне по сердцу», «.. лучше стал относиться к родным, а они, в свою очередь стали уважать меня», «…работая над родословной, я почувствовала большую сопричастность к своему роду. Я как бы оказалась поближе к своим дедушкам и бабушкам». «Самое главное я поняла: - Ничто в жизни не появляется из ничего и ничто не уходит в никуда».

Т.е. история, ранее проходившая мимо человека, теперь вплетается в контекст не только его личной жизни, но и образования, а если еще точнее, начинают составлять с ней, единое целое. На мой взгляд, искусство образования в этом случае сводится к искусству оседлания Е процессов, а данный проект убедительным примером такого случая. Естественно не стоит полагать, что организуемая проектом ситуация действует на всех одинаково. Каждый осваивает ее по мере своей готовности. В этом особенность проектной организации образования. Освоение такой педагогики требует определенной позиции преподавателя по отношению запускаемому процессу. Она не должна быть отстраненной. Педагог должен быть сам погружен в этот процесс, и только тогда он может оценить истинность происходящего, т. е. он тоже должен находится в этом потоке. Единственное отличие заключается в том, что учитель является еще и организатором этих процессов. В данном случае требование  предъявляемые к личности педагога очевидны - это способность не только выделять в рамках своего направления Е процессы, но и умение создавать в них образовательную ситуацию. Поэтому формально ориентированный педагог даже при очень точном исполнении условий проекта будет оценивать совершенно другие стороны исполнения. Например, количество материала, аккуратность, исполнительность и т.д., а не, например факт осознания разницы между национальностью и национальным самосознанием, как это произошло с одной из участниц данного проекта.

Опыт реализации данного проекта дает наглядное представление о том, как могут изменятся  внутренние смыслы и содержание образования в том случае, когда цели и средства оказываются не внешними по отношению к образованию, а органичными, имманентными ему. Девальвация старых целей и ценностей, поиск новых, опробование целей средствами, их определение и доопределение - это и есть духовная работа нашего образования

 

************************************************

 

Для цитирования:

Доманский, Е.В. Опыт преодоления отчуждения образования в дистантном проекте «Моя родословная» / [Текст] Е.В.Доманский // Материалы международной научно-образовательной конференции «Духовное возрождение на основе синтеза науки, религии, культуры, образования» в сб. «Духовно-нравственная культура преподавателя ВУЗ-а ХХI века» под общей ред. Д.В.Чернилевского Москва: МГТА 2002. С 87-90

Яндекс.Метрика