8. Гадание

        ЕД цыг

 

 

 

 

         Тайна, которая интриговала меня больше всего - это тайна цыганского гадания. В дни моей молодости литературы об этом специфическом занятии цыганок не было (или она была недоступна). После отснятых  сотни метров плёнок, когда событие рассматриваешь через объектив в упор, видишь глаза и состояние участников этого небольшого спектакля, многое становиться понятным. Кое-что прояснило и моё давнее увлечение психологией и гипнозом. Ну и конечно общение с цыганками в перерывах между "работой". Возможно, мне удалось отметить некоторые тонкости и специфику гадания цыганок, в общем, и для этого табора в частности. Этим-то и будут интересны данные  заметки. 

Для гадания цыганки обычно выбирали автозаправки или автобусные остановки на трассе. Ожидание

Ожидание на

 

Гадание на трассе Николаев - Одесса

 Гадание на трассе Николаев-Одесса

 

Николаев. Е. Доманский 1984 г. Гадание на автозаправке

  

 Если по каким-то причинам эти места отпадали, компания перебиралась на оживлённые городские улицы. 

Гадание возле рынка, г Николаев

  

Гадание на улицах г. Николаева Е. Доманский 1991г.

 Гадание г. Николаев

 А здесь уже, глядя как технологично выстроились цыганки, почти конвеерное производство. Типа: "А эту гайку довернуть, вам туда...",

Гадательный

"Здесь вы кладёте на ладонь 10 копеек, а следующей отдаёте 100 р" и т.д.

Е. Доманский 1985 г

 

Внимание,  вас снимают!

Что там видно в окошечке?

 Когда гадание в полном разгаре, можно фотографировать чуть ли не в упор.  Но иногда возникали коллизии, когда  я попадался в поле зрения  тех кого я снимал. Возникала "немая сцена" с которой необходимо было как-то выходить. Надо сказать, что цыганки стоящие в "оцеплении" иногда очень остроумно обыгривали эту ситуацию в свою пользу. Например чтобы оградить гадалок  (как это видно на фото внизу) от излишних поползновений со стороны. Кем я только не побывал в их интерпретации.   Звучало убедительно!

 

Внимание! Вас снимают! Е Доманский 1984г.

Глядя на эти кадры, только сейчас понимаешь сколько сложностей я создавал цыганкам во время гадания. Надо отдать им должное они практически не реагировали на моё присутствие. Чего не скажешь о другой стороне. Внимание! Вас снимают!

 Собственно, гадание - это слово-компромисс, выработанное в течение многих столетий между двумя "договаривающимися сторонами". одна из которых "обманываться рада", а другая оказывает такую услугу справедливо требуя за неё вознаграждение. Что называется «позолоти ручку и узнаешь всю правду». А уж как ты узнаёшь всю правду, вольно или невольно, это не проблемы цыганки. Кого только не зафиксировал мой беспристрастный фотообъектив с протянутой рукой за правдой. Здесь представлены практически все слои населения. Да и разве увернёшся от такого озорного и весёлого взгляда красивой цыганки.

Гадалки

           Относительная честность заработка зависит от того на что смотрит цыганка. Если преимущественно в глаза и сопровождает это действиями вводящими человека в транс, то речь идёт об закамуфлированной под гадание манипуляции с сознанием в результате которого в карманы цыганки переходят деньги, драгоценности «…и прочее, прочее, прочее…", как говаривал один из правителей болотного царства. Именно незнание, страх неизвестного, подспудный страх колдовства (наговора), угрожающего невесть какими бедами, если хотите тайна и обуславливает повышенную внушаемость во время гадания. Но далеко не всех. Всё объясняется способностью поймать и удерживать взгляд клиента. Взгляд конечно можно опустить на некоторое время, но только для того, чтобы посмотреть, а что там есть в кошельке интересного?На оплату услуги, есть что нибудь? Любопытно, что обыкновенные чёрные очки на носу прохожего служат почти 100% гарантией, что такая гадалка к вам никогда не подойдёт. Опыт гадания подсказывает потенциального клиента, но если таких нет, то пытаются гадать всем за кого удаётся зацепиться, надеясь на удачу, кураж и поддержку своей группы. Практический опыт гадания впитывается буквально с молоком матери, но по сути он начинается уже в утробе матери. Пройдя такой курс обучения, обогащаемый опытом поколений, цыганки к моменту замужества приобретают многие навыки гадания. И даже робкие и застенчивые по характеру справляются с этой работой довольно сносно. Не всем цыганкам это нравится, не все умеют делать это хорошо, но участвуют (на разных ролях) практически все молодые женщины табора. Во время гадания особенно поражаешься тонкому мастерству некоторых цыганок владеть вниманием человека. Для этого служит и хорошо поставленный взгляд, от которого буквально нельзя оторваться, в какой-то мере свойственный для этой нации тёмный цвет зрачка, который одновременно и гипнотизирует и в то-же время скрывает нюансы и тонкости психологического состояния самой цыганки. ГаданиеГипнотические пассы руками, болевой шок от выдёргивания волос («психологический раппорт» известный приём для установления изолированного гипнотического контакта с клиентом) и др. Но мы не будем останавливаться на тонкостях техник гадания, тем более что они изложены во многих статьях, в частности в статье С. А. Зелинского «Психотехнологии гипнотического манипулирования сознанием. Цыганский гипноз». Если цыганка смотрит преимущественно на ладонь клиента, карты и др. атрибуты гадания, то речь идёт о сравнительно «честном» отъёме денег, в зависимости от того как «карты лягут» и т.п.  

Н. Бессонов. «Линия судьбы». Х., м.1998 г.

Н. Бессонов. «Линия судьбы». Х., м.1998 г.

На этой реконструкции Н. Бессонова, хорошо видно, что хотя цыганка и «держится» за линию судьбы, она её интересует меньше всего. Её интересует взгляд незадачливого испанца, от которого уж точно зависит степень её финансовой успешности на поприще гадания. Выпустил взгляд, считай, потерял клиента. Поэтому или раскидывай карты или держи клиента в трансе. И судя по всему, здесь она своего не упустит.

Вековые традиции гадания

Прошло ещё лет триста - четыреста и опять видим всё туже ситуацию, только в роли незадачливого идальго выступает наша современница из города Николаева. Всё та же цыганка держится за ладонь, так как будто собирается погадать по руке, а сама ловит взгляд чтобы перевести ситуацию в другое русло. Сайт Н. Бессонова, http://gypsy-life.net/index.htm даёт хорошую возможность увидеть, что атрибуты в гадании используются гораздо реже, чем ловкие манипуляции и перевод клиента в транс. Так в разделе «ЦЫГАНСКОЕ ГАДАНИЕ. Картинная галерея» только в 6-ти из 32-х сюжетов цыганка не фиксирует взгляд клиента. Это примерно пятая часть всех сюжетов. Примечательно, что часть таких сюжетов датирована 15-16 веком. Т.е. традиции суггестивных подходов и манипуляции сознанием уходят как минимум в 14 век. В разделе «Фотоальбом», те же 6 сюжетов, но уже из девятнадцати. Это примерно треть всех сюжетов гадания. То же самое является справедливым и для моих фотоснимков. Таких кадров у меня немного. Я заметил одну особенность или ситуации при которых они становились возможными. Эти особенности, где цыганка гадает по руке, проявились уже при первом моём приходе в табор. Именно мы их и создали.

Гадание по руке

 Это фото моего друга Юры Федоренко, который согласился быть моим помощником на фотосъёмке. Пока я вёл переговоры о целях своего визита, моего друга оттеснили. Через некоторое время он оказался в палатке с цыганкой. Я было помчался на выручку (не забыв однако сделать стоп-кадр), но оказалось, что это была добровольная сделка. Юра в те годы увлекался хиромантией и ему было просто интересно проверить познания цыганок в этой сфере практики гадания. Он и подтвердил, знания есть.  Далее я увидел, как в этом, так и в других случаях за такую работу брались только пожилые и опытные цыганки. Сюда же можно добавить, с хорошо развитым интеллектом. Т.е. это своеобразное интеллектуальное гадание и доступно оно тем кто имеет соответсвующее ему развитие. Соответствено цели этого гадания другие. Здесь не стоит задача вышибить деньгу любыми способами, а скорее показать свою профессиональную зрелость. Показывается она тем, кто её может оценить.  И как правило по встречному запросу. Т.е. здесь уже не цыганки пристают, а сам клиент. Поэтому вторая ситуация которую мне пришлось наблюдать и заснять произошла на цыганской свадьбе в 1979 году. Играл небольшой ВИА и его руководитель в перерыве, так же как и Юра напросился на гадание. Взялась за это дело Салба. Как в первом, так и втором случае взгляд цыганки сосредоточен не на глазах клиента, а на его ладони. И это действительно взгляд человека решающего интеллектуальную задачу. Он сосредоточен  на своей мыслительной деятельности. Ладонь даёт определённые реперные точки за которые надо держаться и их объяснять.  Если в первом случае можно обойтись наработанными за века штампами, то здесь требуется привести в действие логическое и образное мышление. Это уже штучный товар, а не конвеерное производство.  Поэтому и реже наблюдается.           Гадание по руке                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                В практике гадания цыганок, то, что мне пришлось видеть, эти два приёма или способа гадания практически никогда не смешиваемы, хотя и возможен переход от второго к первому. Николаю Бессонову в своих реконструкциях удаётся очень точно отразить суть и приёмы цыганского гадания. Хотя картина и называется «Гадалка» центральное место в сюжете всё же отведено другой цыганке, которая, на первый взгляд, просто присела покормить ребёнка. Но это только на первый взгляд. Успех гадания от неё зависит, возможно, даже больше, чем от самой гадалки. Цыганка обеспечивает прикрытие гадания. Выдаёт взгляд цыганки. (Ещё одна точная деталь реконструкции гадания).

Николай Бессонов. «Гадалка». Х., м. 1996 г.

Николай Бессонов. «Гадалка». Х., м. 1996 г.

 Он направлен не на ребёнка, не на гадалку, не куда-нибудь просто так, а навстречу ожидаемому препятствию или помехе для гадания. Будьте уверены, появись на улице ещё один прохожий, цыганка сумеет его остановить, и не даст ему дойти до гадалки. Благодаря этой реконструкции можно выделить достаточно древние (не менее 17-18 в.) традиции способов организации и ролевого участия цыганок на гадании.  Наши современницы эти традиции только совершенствуют. Если гадание происходит на оживлённой улице, то необходимо «защитить» своего клиента от посягательств и поддержки со стороны. Потенциального клиента стараются отвести в сторонку, подальше от тех, кто может вмешаться в работу цыганки. Если это не удаётся, создают живой заслон из группы прикрытия. Ниже на фото видно как стоящие спиной цыганки прикрывают клиента от настырных прохожих слева, а цыганка идущая навстречу – справа.Прикрытие гадания  Цыганка среагирует даже на взгляд прохожего в сторону гадания. Тут же у него попросит закурить или дать 10 копеек ребёнку, заведёт разговор не погадать ли, женщинам не надо ли губная помада и др. Если людей не слишком много, то с таким прикрытием справляется даже ребёнок.  Эта малышка, которая засветилась на многих моих кадрах, находится практически всегда в одной и той же позе.   Прикрытие гаданияПрисутствие ребёнка при общении взрослых это отнюдь не настораживающий фактор. Тем более в такой беззаботной позе. Ну а "крылья" надо расправить так, чтобы всё же меньше было видно что там происходит.  Конечно же, это одновременно ещё и школа гадания. Не все поддаются внушению, если клиент слишком быстро приходил в себя и требовал обратно деньги и ценности, цыганки обеспечивали шумную поддержку и противостояние таким вымогательствам. И, как правило, они всегда переигрывали, если в это дело не вмешивалась милиция. Поэтому на гадания выходят группами 10-15 человек, они могут разбиваться на более мелкие, но всё в пределах видимости друг друга, для подстраховки. Обычно с женщинами ходят и дети, в том числе и грудные. С одной стороны, это защита от посягательств на женщину с ребёнком, с другой пусть даже неосознанный, но накапливается опыт гадания. Опыт анализа ситуации пригодился когда я наблюдал гадание уже незнакомых мне петушинских цыган  по дороге на работу в Москву. Вот, как например, эти традиции развивают современные кэлдэрари, наследники этого ремесла в электричке «Москва - Петушки» (2012 год). Цыганки (10-12 человек) идут гуськом по проходу в электричке. Впереди самая опытная, которая может интуитивно определить потенциального клиента и обладает необходимыми суггестивными качествами для гадания. Как только она около кого-то остановилась, остальные тут же блокируют к ней все подходы. Одна цыганка стала в проходе между сидениями расставив платок так чтобы максимально закрыть от сидящих рядом пассажиров происходящее. Цыганка с маленьким ребёнком закрыла обзор со спины «клиента». Другая цыганка повернулась к противоположной стороне прохода и активно вступила в контакт с пассажирами, которые заинтересованно повернули голову в их сторону , чтобы посмотреть, чем всё это закончится. Если это женщины, то в ход идут вопросы «Не нужна ли помада?», если мужчины, то «Нет ли сигаретки» и т.д. Видимо оценив мой пристальный взгляд и потенциальную опасность для своего мероприятия, напротив меня тут же села цыганка, активно провоцируя на разговоры «о жизни». Вопросы «Который час?». Сентенции типа: «Слава Богу, что два часа, а мы ещё живы» и т.п. действительно (для тех, кто не понимает их подоплёки) могут отвлечь внимание. Таким образом, молоденькая девушка была взята в плотное кольцо, а из окружающих никто не мог вмешаться и помочь,  хотя девушка явно в этой помощи нуждалась. Для чистоты эксперимента, пришлось и мне этой помощью пренебречь. Среди своих цыганок, такие случаи вмешательства у меня были. Нельзя сказать, что цыганки одобряли мои действия, но некоторым «заплаканным глазкам», кое-что всё же вернуть удалось. Впрочем, есть в арсенале гадалок и практические советы, из житейской «мудрости».  Если бы не стереотипы этномышления и образ жизни, то из цыганок могли бы получиться хорошие психологи. Впрочем наиболее умудрённые из них так и поступают. Им не сложно прочесть мысли человека, их направленность и им остаётся их только утвердить. Я был свидетелем, когда достаточно крупная купюра перекочевала к цыганке за неоднозначный совет как поступить женщине, оставаться с мужем или идти к любовнику.

Погадайте на любовь

Ответ был исчерпывающий и категоричный: оставаться с мужем и иметь любовника. Нельзя не упомянуть и о действительных профессионалах, ведуньях «видящих» которые присутствуют в любой нации, но возможно среди цыганок, в силу специфики образа жизни, их чуть больше. Когда я протянул такой ведунье ладонь, она мягко её опустила за ненадобностью, и без лишней нервозности и эпатажа предсказала некоторые важные вехи в моей жизни. Со слов цыганок их «заработок» в Москве переваливал за сотню в день на каждого человека, на периферии 15-30 р. Иногда бывает, что неудача преследует цыганок и почти ничего не удаётся добыть, но чаще всего приходят с выручкой. Например, в один из дней она была около 200р.

 От каждого по труду Е Доманский 1991 г.

 Это сумма, которая пошла в общий котёл, потом она распределяется в зависимости от доли участия. Обычно это делает одна из цыганок, которая зарабатывает своим авторитетом на это право. На фото, это делает Салба.

Цыганки из ст.Усатово Е. Доманский 1991 г.

А здесь совсем  небольшая  команда  цыганок со станции Усад, Одесской обл. Очевидно другие традиции, гадают небольшими группами, хотя табор на тот момент был большим. 

        Если в группе всего один лидер, то такое распределение обычно происходит без возражений и прений со стороны цыганок. Но если на гадании присутствовало несколько ярких личностей, то "возражения" приобретают бурный и эмоциональный характер, но как правило, со счастливым исходом. Одну из таких ситуаций мне удалось заснять в 1979 году в пос. Апостолово. В тот день я собирался в табор, поэтому прихватил с собой фотоаппараты. О фотосъёмках гадания, я ещё и не мечтал, однако в таборе примелькался и мог там снимать всё что пожелаю. Направляясь к вокзалу я увидел шумно дискутирующих цыганок.

Цыганская ссора Е. Доманский 1979 г.

Зрелище было необычное, и выделялось своей пестротой на фоне унылых вокзальных построек. Поэтому я начал снимать издалека. Благо в фотоаппарате была цветная слайдовская плёнка. Это был мой первый опыт фотосъёмки практически в упор.  Цыганки на меня совсем не обращали внимания, занятые своими разборками по поводу распределения дохода. Фотоссесия получилась на славу.

Цыганская ссора Е. Доманский 1979 г.

 На ней видно как два "тяжеловеса" Салба и Патрина, почти на равных вступили в схватку за свои кровные. Несколько цыганок выступали в качеств рефери и пытались развести противников подальше друг от друга.

Цыганская ссора Е. Доманский 1979 г.

Цыганская ссора Е. Доманский 1979 г.

Цыганская ссора Е. Доманский 1979 г.

Цыганская ссора Е. Доманский 1979 г.

 И что удивительно цыганкам в этом состоянии удалось найти компромисное решение. Это видно по их вполне довольным и улыбающимся лицам в конце этого скоротечного спора. Очень редкое явление в нашем мире, после такого накала страстей.

Цыганская ссора Е. Доманский 1979 г.

Очевидно, что такие события всё же приводят к дальнейшему дроблению таких команд на более мелкие группы с одним лидером,  а потом и всего табора. То что я видел в 2015 году подтверждает этот тезис. Некоторые из таких таборных общностей насчитывают сейчас не более пяти-шести цыганский семей.

            После этой фотосессии мне стало понятно, что можно уже попроситься и на съёмки гадания, тему которую я раньше считал для себя закрытой в силу специфики этого ремесла. Однако такую возможность я получил только через пару лет в  г. Николаеве, куда откочевал табор поселившись в его пригородах около села Карловка.

 Эпилог

Счастливы ли цыгане, в том понимании, которое присутствует в нашем мире? Скорее всего, нет. Современная женщина и мужчина в нашем мире отягощены свободой и лишены большинства семейных традиций. У цыган-кэлдэраров наоборот, минимум свободы и много во власти традиций. Это два непересекающихся параллельных мира с разным представлением о счастье и целях жизни. Первый, агрессивно вторгается в цыганский мир, со всеми вытекающими последствиями. Немного народностей на территории России являются хранителями традиций и близки к истокам первосмыслов человеческой жизни. Неважно понимает это народ, живущий в традиции или нет. Важно, что они есть, на них можно посмотреть и оценить их эволюционную ценность. Мало кто из исследователей оценивает традиции с этой стороны. Привычка рассматривать всё, что выходит за рамки своего мира как жука на булавке, с превосходством в своём культурном и цивилизационном развитии, ослепляет и не даёт адекватного представления об исследуемом феномене. Однако чем больше это превосходство, тем тревожней становится за будущее человечества. Но не за цыган-кэлдэраров. Так и хочется сказать, вслед за Блюко: Нам было проще, когда мы о них не знали.

Моя история общения с цыганами заканчивалась 1996 годом. Были попытки узнать по "цыганской почте" о жизни и здравии моих друзей, но они ни к чему не привели. Как там складывается цыганская жизнь почти 20 лет спустя?

 

 20 лет спустя

          В апреле 2013 года, незадолго до открытия этого сайта, данный материал с некоторыми сокращениями был размещён на специализированом сайте Николая Бессонова "Цыгане России" http://gypsy-life.net/etno-09.htm. Последние датированные и описанные в них события цыганской жизни заканчивались 1996 годом. После этого мы как-то потерялись друг для друга и возможно никогда и не нашлись, если бы не фильм о цыганах "Фараоново племя. Ромалы", http://russia.tv/brand/show/brand_id/44785 , который был показан по телеканалу "Россия" летом 2013 года. В этом фильме были использованы мои фотографии цыган с этого табора, правда, без указаний на авторство. Оставим это на совести авторов фильма и консультанта Ефима Друца, которому я в своё время эти фотографии передал. Однако реальным персонажам это не помешало вспомнить и вычислить меня по интернету. И в один из июньских дней мне позвонили и я услышал радостный голос цыган: "Женя, мы тебя искали...". Вот так и получило начало продолжение этой истории. Всплески энергии вокруг этой темы сподвигли меня на работу, которую я откладывал много лет: сканирование всего массива фотоплёнок. Это в свою очередь зацепило воспоминания и мысли потекли рекой. Их осмысленный поток и выплеснулся на страницах этого сайта. В то же время автор не может не отметить неоценимую помощь и поддержку историка, этнографа и цыгановеда Николая Бессонова (добавлю и то, что для меня более значимо - друга цыган), который актуализировал написание этого текста и дал некоторые ценные замечания при его редактировании, позволяющие более точно описать представленные здесь события. Моим друзьям цыганам Гоге Томашу, его супруге Зинаиде, Яношу Томашу, Салбе, Роче, Джамбулату, Блюко и др. цыганам оказывающим мне гостеприимство  в таборе и возможность оставаться своим :)! За то что они находили время для общения, отвечать на мои вопросы и суждения. Барону Истрати Янко и его ныне живущему приемнику Стояну Янко, за веру и доверие, которое я надеюсь, что оправдал данным текстом. Обсуждение

Он прошёл бурное обсуждение в таборе и утверждён большинством голосов как сущая правда :)!

Обсуждение

окт. 2013 - окт. 2015 г.


 

 

Яндекс.Метрика