7. От ремесла к производству
От ремесла* к производству
Я застал ещё те времена, когда цыгане соответствовали названию своей этногруппы - котляры. Это были типичные мелкие ремесленники. Они делали металлические бачки, которые складывались друг в друга по типу матрёшки. Используя самые простые приспособления: рельсу, молоток, зубило и паяльник, цыганские мастера изготавливали, в общем, неплохие изделия. Для того чтобы эти баки больше походили на нержавейку, их красили серебрянкой. Таборный товар пользовался в сёлах хорошим спросом. И если в 1979-м году в таборе не было ниодной легковушки, то всего четыре года спустя появились первые "Жигули". Их было немного и они были предметом особой гордости цыган.
Небольшие отряды реализаторов (по 3-4 человека) выходили с "матрёшками" на трассу Николаев-Одесса и попутным транспортом развозили по сёлам. Удалённость таких поездок могла быть до 300 км. Если где то возникали претензии по предыдущим приобретениям, продавцы отшучивались: "…то были цыгане, а мы молдаване, мы тех не знаем" и уносили ноги.
Как бы рано я ни приходил в табор, ещё издали слышался звонкий стук молотков по металлу. Для меня было полной неожиданностью увидеть за этой работой и барона, которому было уже за восемьдесят. Ни по возрасту, ни по своему статусу - как я считал - он не должен был уже трудиться. Однако барон брался за самую тяжёлые и вредные операции (например за кислотную пайку бачков), не делая для себя никаких скидок. Возле работающего взрослого всегда крутился на подхвате кто-то из цыганят. Если девочки с малых лет приучались к гаданию, то ребята - к работе с металлом. Чем ближе к перестройке, тем масштабней были "котлы", которые делали цыгане. Эти ёмкости заказывали колхозы и совхозы. Начиная с 1984 года ассортимент расширился. Помимо котлов цыгане начали варить из арматуры ограды и тому подобные изделия. На площадке возле табора уже шумно гудел дизель, сверкали огни электросварки. Была у мужчин и работа "на выезде". Часть цыган работала побригадно на ремонте крыш и чистке пивных котлов. Предприятия охотно заключали с цыганами договора, так как те работали хорошо и не жалея себя. Мне доводилось видеть парней с тяжёлыми асфальтовыми ожогами. Техникой безопасности они явно пренебрегали. Что такое почистить пивной котёл по-цыгански - это уже из жанра фильма ужасов. Такими, по крайней мере, казались мне их лишённые эмоций рассказы о трудовых подвигах. А вот в 1990-е годы почти
вся физическая работа по металлу свернулась. Зато увеличилась виртуальная. Это связано с тем, что наши котляры - по примеру чебоксарских - быстро освоили бартерные сделки по металлу. В цыганских "офисах" заключались сделки по поставкам металла в обмен на продукты и различные товары повышенного спроса. Располагались эти "офисы" в городе (и работали там не только цыгане). Учитывая молодой возраст некоторых глав семейств (12-14 лет), поражаешься, как они лихо освоили коммерческие премудрости договоров, в которых суммы сделок зашкаливали за миллионы рублей. 10-12 миллионов, по меркам цыган, "нищий оборот". Вызывало удивление и то, что в схемах бартерных сделок шло значительное снижение цен на метал в обмен на товары народного потребления. И такая схема позволяла цыганам оставаться не внакладе. Мне в те времена также приходилось добывать средства на
существование похожими «цыганскими» способами. Должен признаться, что я был приятно
удивлён широкой осведомлённостью и уверенностью в действиях своих цыганских коллег по бизнесу. Своих таборных приятелей я совершенно неожиданно встретил и в своём родном городе. Цыгане предлагали заводам металлическую проволоку в обмен на электродвигатели.
Сформировалась, для защиты от рэкета и своя собственная "служба безопасности". Многие молодые ребята овладели приёмами каратэ. Как они говорили: "На чепуху не используем, но если затронута честь табора, честь семьи - пощады пусть не ждут!" В таборе появились даже телефаксы. Радикальные изменения в стране отразились такими же радикальными изменениями в жизни таборной общности. Сохраняя некоторую внешнюю целостность, она стала дробиться изнутри. Табор стал похож на содружество единоличников. В девяностых годах ушёл в небытие артельный подход по распределению доходов, уступив место материальной самостоятельности, когда каждый сам за себя. Однако расширились экономические и деловые связи
табора с чебоксарскими цыганами, необходимые для организации поставок крупных
партий металла. Из положительных моментов этого периода в жизни цыган,
необходимо отметить (по рассказам "ивановцев"), что в лице чебоксарских цыган они обрели некоторые, доселе не имеющие хождения в их среде,
культурные образцы экономической и деловой активности. И не только их. Это
влияние распространялось и на нормы родового общежития. У меня сложилось
впечатление, что это влияние было значительным. Цыгане стали смотреть в себя
как в зеркало и сравнивать. Иногда, эти сравнения были не в их пользу. Но это
была настоящая рефлексия, побуждающая к изменениям. Один из цыган заметил:
когда не знали о них, легче было. Вот некоторые фиксации-характеристики
чебоксарских цыган:
"Чебоксарские цыгане не шутят, пока не увидят, понимает ли человек шутки".
"Стараются давать своим детям среднее образование".
"Стремление культурно говорить".
"Много не пьют и не едят. Одну бутылку водки пьют на шесть человек (А у нас кто
кушает, тот и мужчина)".
"Нет разводов, не изменяют, не бросают и не бьют своих жён".
"Приятные, не любят шума, хорошо поют".
"Имеют хорошие дома" (как пример: дом из 26 комнат)
"Женщины гадают редко" и др.
Спустя годы эти идеальные представления конечно подверглись некоторой ревизии, не всё
так просто было и у них. Но сравнивать было что, это факт. Чебоксарская община,
к тому же была экономически более успешной. Браки, заключённые с цыганами и
цыганками этого табора, считались хорошей удачей. Надо отметить, что избранная
для сравнения референтная группа многое объясняет о стремлениях и
морально-этических качествах цыган табора. В экономическом плане были группы и
более успешные, где успех достигался на торговле наркотиками или водкой. Но
значимой оказалась именно чебоксарская, ведущая бизнес в рамках закона и как
наиболее близкая по взглядам на природу труда и успеха.
Продолжение следует...
* Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.
* Произво́дство, в экономическом смысле — процесс создания какого-либо продукта. Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или, более точно, — процесс активного преобразования людьми природных ресурсов в какой-либо продукт. Как отмечает Философская энциклопедия, процесс производства всегда носит общественный характер: производство обособленного одиночки вне общества представляет собой, по выражению Маркса, такую же бессмыслицу, как развитие языка без совместно живущих индивидов.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии