4. Брак и семья
Брак и семья
Сватовство, иногда очень длительное, проходит с большой тратой денег. В одном
случае до 12 тысяч рублей[4]. В отличие от прочих цыган (которые дают за невестой приданое), кэлдэрарский отец желает получить за дочь выкуп. Фактически это калым - хотя и не носит такого названия. Интересно, что по сию пору для этого используются австрийские старинные золотые монеты большого диаметра - галби. Их оригиналы стали уже большой редкостью, обычно в ход идут копии, которые могут сильно отличаться по весу от оригиналов. Мне довелось видеть торг, при котором семья невесты настаивала на сумме в 17 золотых монет, хотя обычно устоявшаяся традиция – 12 монет. Есть версия, что миграция кэлдэрарей из Румынии, где сумма выкупа достигала десятки и сотни галби, началась имено по этой причине. Откуда пошла эта традиция, цыгане уже не помнят, скорее всего её заложил один из прародителей рода у кэлдэрарей. Передача галби, это своеобразная ритуальная игра в результате которой они возвращаются обратно. «У нас из-за галби невеста не останется», так говорят цыгане, если у кого-то их нет или мало. Кто-то из родственников обязательно поможет без риска потерять их навсегда. По нормам 1980-х годов свадьба обходилась (в среднем) - 10.000 рублей. Если учесть, что каждая семья имеет три-пять, а часто и больше детей, понятна необходимость откладывать деньги на их свадьбы с первых лет брачной жизни. В 1994 году свадьба уже обходилась порядка 30 миллионов деноминированных рублей (примерно 10 тыс. долларов). На свадьбы в таборе денег не жалели. Как только появилась возможность видеосъёмки, все свадьбы стали сниматься. Кассеты ходят по таборам и их внимательно изучают на предмет состоятельности будущей родни. Обычно договаривающиеся стороны, это отцы жениха и невесты. Однако не исключается совещательный голос жениха. Мнение девушки решающей роли не играет. Сговор между родителями жениха и невесты может состояться задолго до свадьбы; устная договорённость подкрепляется деньгами и подарками. О любви многие девушки, говорят как о чём-то несуществующем, полагаясь больше на привычку, чем на чувства. Однако любовные страсти и коллизии сватовства мне приходилось слышать не раз. А некоторых из них был и очевидцем.
В августе 1979 года я задержался в таборе подольше, так как давно хотел отснять цыганскую свадьбу. И такая возможность мне представилась. В табор издалека приехали сваты. Для смотрин цыгане устраивают танцевальные вечера "диско". Интрига заключалась в том, что до последнего момента не знали, к кому пошлют сватов. Но на сей раз всё оказалось глубже и драматичней. Изначально выбор пал на старшую сестру одного из семейств. Через какое-то время, выбирающая сторона обнаружила, что невеста немного прихрамывает и тут же потребовала подарки обратно. Страсти накалялись, и отец предложил взамен младшую сестру невесты, которой едва исполнилось тринадцать. (В этом таборе возраст вступления в брак у девушек был 14-16 лет, у парней 16-17 лет). Так и ходили обе сестры в венках: одна как несостоявшаяся невеста, другая как новоявленная. Свадьба получилась не очень весёлая и возможно единственная в своём роде - поскольку жених некоторое время находился в обществе сразу двух невест.
Если достигнута договорённость начинается подготовка к общему веселью. Цыгане режут и свежуют барана, разделывают мясо. Далее им уже занимаются женщины. Ходили "легенды", что готовят и мужчины, однако на моей памяти этим занимались в основном цыганки. Остальные в основном имитировали этот процесс, чтобы лишний раз попасть в кадр. Для того чтобы приготовить еду на весь табор, в ход шли те же рельсы на которых клепались бачки. Две рельсы ставились на кирпичи и получались простые и устойчивые костровые приспособления, на которых могло поместиться 10-15 больших кастрюль.
Удивило, что на свадьбе играли ансамбли с нецыганским составом. Зная, что в таборе есть прекрасные голоса, я спросил, почему нельзя обойтись своими силами? На это мне ответили, что цыгане не могут платить другим цыганам за пение. Поэтому и играют русские.
Неожиданным для меня оказалось и то, что на свадьбе не пляшут по цыгански. Танцуют так, как это принято в нецыганской среде: на дискотеках и вечеринках. Празднуют свадьбу обычно несколько дней. Чтобы не омрачить праздник, выделяются цыгане, которые призваны следить за порядком.
(На фото, цыган с повязкой на руке)
Как только кто-то подаёт признаки буйства, его выводят и отправляют спать. Жених в общем веселье участие не принимает и невесту к нему приводят только вечером. Один из таких моментов мне и удалось заснять. При этом даже вездесущие дети не обращали на меня никакого внимания. Все были поглощены этим событием, радостью и весельем его сопровождающим. Невесту ведут в дом жениха.
Далее решается вопрос чести и целомудрия невесты, который стоит во главе угла и тоже может послужить причиной расторжения свадебной сделки и возмещения всех затрат жениху. Поэтому первая брачная ночь обычно проходит в присутствии свидетелей, которые стоят за полупрозрачной ширмой. Обычно это молодые семейные пары. Этому предшествует тщательный досмотр, чтобы девушка не спрятала каких-либо колющих и режущих предметов, и не смогла просимулировать кровотечение каким-либо другим способом, так как оно является единственным доказательством её целомудрия. Для многих читающих этот текст, эта ситуация будет восприниматься как противоестественная, забывая при этом что в нашей среде давно воспринимется естественным то, что никак им не должно быть: потери чести и целомудрия почти всеми девушками школьного возраста. Есть о чём подумать. Учитывая юный возраст новобрачных, с доказательствами целомудрия, как правило, проблем не бывает, хотя и не исключаются. Что может восприниматься как жестокий обман со всеми вытекающими отсюда последствиями. В истории табора такие случаи были зафиксированы, когда разборки по поводу невинности невесты приобретали нешуточный характер. Простыня со следами крови, этот флаг целомудрия, является неопровержимым его свидетельством. Здесь с одной стороны жёсткие требования доказательств невинности невесты, с другой стороны цыгане понимают деликатность ситуации и неопытность молодожёнов. И не торопят. Иногда проходит несколько дней и тогда наутро у каждой палатки или дома ставится ещё и ведро с водой. После шумных застолий и исполнения требуемых ритуалов начиналась самостоятельная жизнь. Молодожёнам ставили рядом с домиком палатку, в которой они жили от нескольких месяцев до нескольких лет. Чтобы понять, как цыгане могут спать в палатке в лютые морозы, надо в ней хоть один раз переночевать. Первое спасение от холода - это пуховая перина. На фото, перины горкой, за спиной цыганки.В неё не просто ложишься, а утопаешь. В общем даже жарко. Ну и конечно выручают буржуйки или печки. Электричества, цыгане долгие годы опасались. И не без оснований. Были случаи коротких замыканий и грандиозных пожаров, так как проводка делалась достаточно небрежно. Замужние цыганки заплетают волосы в две косички и повязывают голову подкрученным особым образом, цветным платком. На молодую жену возлагается множество, однако посильных по возрасту обязанностей: стирать, готовить самовар, носить воду и т.д. Цыганки рожают рано; несмотря на возраст, роды проходят довольно легко. В нужный момент цыганки звали повитух, которые принимали роды прямо в таборе. Кроме всего прочего повитухи пользовались и святой водой от чудотворной иконы, которая находилась у барона. Были в их практике и специальные приёмы ускоряющие роды (например, надавливание в область таза коленкой). Детская смертность - со слов цыган - была незначительной. Рожали цыганки в те годы много. Считалось, что средняя семья должна в идеале ориентироваться на 5-7 детей. "Рекордсменом" по рождаемости стал однако не цыган, а белорус. Этот человек был в детстве усыновлён кэлдэрарами, а когда подрос, женился на цыганке. К 35-летнему возрасту он имел девять детей. К слову сказать, усыновление славянских мальчиков - обычное явление в котлярском сообществе. Таких ребят бездетные супружеские пары забирают из детдома и воспитывают в национальных понятиях. К зрелому возрасту приёмные сыновья - настоящие цыгане по своей ментальности. Сколько бы их ни было - они не являются угрозой для психологической идентичности сообщества. А вот с чисто внешней точки зрения приток чужой крови бросается в глаза. Дети упомянутого белоруса вносили в облик табора разнообразие своими пшеничного цвета волосами.
Вот они, все цвета табора!
После замужества, вопросы чести стоят не столь остро. Не редки случаи измен и другие, всем знакомые перипетии семейной жизни. Однако измена общественно осуждается. Даже небольшая беседа наедине, может создать конфликтную ситуацию. Мне рассказали одну из таких историй, когда молодой цыган, тайно влюблённый в русскую девушку, вскоре после свадьбы сбежал от своей жены и целый год жил в Одессе, но потом всё же вернулся. Побеги из семьи не такая уж и большая редкость. Иногда в организации побега из другого табора участвуют родственники. Невольно и я стал участником этих событий, когда мой хороший друг поехал вызволять свою сестру из "семейного плена" (та жила в другом таборе, расположившемся около станции Усатово, под Одессой). Она жаловалась на плохое отношение к ней, и семейный совет решил, вернуть её домой. Однако всё это я узнал постфактум. Ничего не подозревая, я просто ехал вместе с ними посмотреть другой табор. Цыгане за рулём, это отдельная история. Их бесшабашности может позавидовать любой "шумахер". Мы то плелись на стареньком БМВ, подразнивая водителей Жигулей и вызывая на соревнование, то отрывались от них на скорости 180 км. Впрочем, и для меня и для цыганки всё закончилось благополучно. Удалось даже кое-что и отснять. Не всегда такие побеги или уход из табора проходит гладко. Одному из цыган, который женился на русской девушке, в табор возвращаться запретили. Но тогда, в восьмидесятые годы, изгнание из табора, ещё оставалось сильной мерой наказания.
Продолжение следует...