3. Кочевье, быт, традиции

ЕД цыг    

 

 Кочевье, быт, традиции

          Конечно, в жизни цыган есть много взаимосвязанных между собой явлений и сущностных сторон их жизни. Но эти три, на наш взгляд, наиболее взаимосвязаны. Каждое из этих явлений либо является производным традиции, либо её основной сущностной чертой. Их устойчивость, это уникальность и социальный феномен. Иногда, для того чтобы сохранить свою традиционность люди уходят в глубокие дебри, как например старообрядцы Лыковы, либо в этих дебрях и живут постоянно и исследователи для того чтобы их найти совершают многокилометровые и опасные путешествия. С цыганами всё не так. Их от всего мира отделяет условная черта, но по её устойчивости и крепости она не уступает джунглям Амазонки. Многие века переступают эту черту с обеих сторон либо экстремалы-романтики, либо от отчаяния. Относительное развитие происходит. Мир влияет на фантики – быт. Через его могучую силу стремления к комфорту в традициях появляются бреши. Однако заметим, что весь нецыганский просвещённый мир пал лет 100 назад. А цыгане ещё держат оборону. И хорошо держат. И всё потому, что материальная сторона, ничем не ограниченное потребление, охватившее весь мир, цыган, мягко говоря, не интересовало. Не было такой актуальностью, как это было во всём мире. Незаинтересованность в капитальном устройстве своего быта и домостроительстве длительное время была связана с частыми переездами. Что это традиция или механизм, который не позволял цыганам накапливать материальное, оставаться им свободным от мира вещей, фактически быть свободным от рабства вещей. И таки выковал свободу духа, понятную только очень немногим личностям, которых эта свобода притягивала как магнитом. Механизм кочевья, запускающий эти процессы, обладает видимыми средствами давления на обстоятельства. Обстоятельства и выдавливают. Не последнюю роль здесь играло насыщение рынка сбыта продукцией цыган, отчасти нарастающим ухудшением отношений с местными жителями и властями. А также удобством проживания: ухудшающейся экологией (связанной с отсутствием или непродуманной организацией туалетов), качеством воды, транспортным сообщением с городом, возможностью получить медицинскую и скорую неотложную помощь, наличием электричества и т.п. Однако, как подмечено самими цыганами, иногда им самим, да и внешним наблюдателям трудно объяснить их неожиданные решения уйти с насиженных и комфортных мест. Всё есть, но какая-то неведомая сила толкает в дорогу, заставляет продавать или просто разбирать с трудом выстроенное жильё и переходить на неугодье с большим количеством проблем. У автора, есть одно объяснение этому феномену. Цыгане, это генетический материал новых поколений и силы неподвластные нашему воображению не дают этому материалу застояться. Держат его в постоянной готовности. В этой таблице приблизительное время и место стоянки табора (записанных со слов цыган) начиная с 1978 года ( п. Апостолово).

Места стоянки табора

Кол. лет

пос. Апостолово, Днепропетровской обл; 1978 – 1980   г.г.

2 года

г. Первомайск, Николаевской обл.

2 года

с. Карловка, Николаевской обл.

13 года

г. Кишинёв, Молдавия; (Разделились на 3 табора: в   Тулу, Каширу, и Саратов)

7 лет

г. Кашира, Московской обл.

5 лет

п. Гагарино, Смоленской обл.

3 года

г. Тула

4 года

п. Дягилево Рязанской обл.

6 мес.

п. Илларионово (Синельниково) Днепропетровской обл

3 мес.

г. Кривой Рог

2 года

п. Сталино, Донецкой обл.

4 года

г. Лихославы, Калининской обл.

 

г. Мукачево, Закарпатье;

1 год

г. Черновцы;

1 год

г. Кинишма, Ивановской обл.

 

г. Шуя

3 года

г. Иваново: Малинки, д. Бурмакино, д. Горино, д. Дегтярёво.

 г. Егорьевск: д. Корниловская (в наст. время);

-

        Данные являются приблизительными, поскольку табор периодически разделялся, и его части одновременно могли находиться в разных пунктах. Период Апостолово-Карловка с точки зрения внешнего наблюдателя характерен чрезвычайной скромностью быта. Чтобы построить дом в ход шли все самые непритязательные материалы:, толь, оргалит, фанерки, досточки и т.п. Наибольшую трудность сделать каркас дома, на что всё это навешивать. Там всё таки требовался материал попрочней.  Типичный вид табора в эти годы, представлял пёструю смесь из палаток и таких сбитых на скорую руку домиков.

 Посёлок цыг-1983

Внутреняя обстановка также отличалась скромностью.  Небольшой полог для защиты от насекомых, перина на полу. Летом матрац. Дом делится лёгкими перегородками для взрослых и детей.Полог В советские годы телевизоры, проигрыватели и др. бытовая техника в таборе были редкостью. Неплохие заработки по тем временам в основном тратились на приданое, свадебные торжества и т.п. расходы. В доме или шатре буржуйка или небольшая дровяная плита. В шатрах, иногда по несколько лет, живут, до своего обустройства, молодые пары. ЧайПостроить даже такую простую хижину им было не по средствам. Естественно, когда большинство советских граждан облегчали свою жизнь такими нехитрыми приспособлениями как "Ока", цыганки по прежнему стирали  и сушили бельё по старинке.СтиркаСтирка Ив

      Летом в основном всё приготовление пищи происходит на улице. Первыми встают женщины и растапливают самовары. чайГде-то через час к ним подтягиваются мужчины, позже всех - дети и подростки. Поэтому утренние съёмки в таборе наиболее благоприятные. Надо слишком долго прожить в таборе, чтобы дети перестали обращать внимание на фотоаппарат и не бегали следом за мной стайкой, выкрикивая: Бери меня, бери меня! На риторический вопрос: "Куда?", безапелляционно показывали на объектив: Туда!Бери меня! Вот они, все здесь!

         Чай по цыганской традиции, мог быть предложен в любое время дня и вечера.
Предлагался каждому зашедшему в дом. По тем временам, когда особенно выбора не было, пили чёрный: индийский или цейлонский. Однако здесь были свои тонкости. Как правило чай подавался в стаканах. В  чай всегда добавлялись фрукты: вишни, сливы или нарезанные дольками яблоки. Чай можно было выпить, а фрукты надо оставить. Этот стакан с фруктами переходит к следующему зашедшему гостю и т.д. Следующим гостем, на этот раз, был я. ЧаепитиеОбязательным элементом быта являются дровяные самовары. Чаепитие
Чай, основной согревающий напиток в таборе. За всё время моего присутствия я не встречал подвыпивших цыган, просто так шатающихся по табору. Но и на свадьбе встретить чересчур подвыпившего цыгана, тоже большая редкость. Основной согревающий напиток во все времена года – чай. Пьют чай за невысокими столиками, который и определяет особенности посадочных мест за ним: мужчины чаще всего на корточках, цыганки в позе "лотоса". чай    Если позволяет пространство, то цыганки с одной стороны стола, цыгане с другой. Но и рядышком с мужчиной сидеть женщинам, тоже не запрещено, хотя и не поощряется. В основном это прерогатива пожилых женщин.  Мне приходилось видеть, когда эта традиция соблюдалась более жёстко, когда женщина только обслуживала трапезу и ела отдельно от мужчин. Иногда мужчины проявляли снисходительность и оставляли ситуацию на совести женщины, иронично комментируя её поведение. Типа: «что с неё возьмёшь, раньше мы воспитывали женщин плетьми, а сейчас уже нельзя, времена другие настали». Возможно, эта ирония и мягкая снисходительность и делает сохранение традиций не слишком обременительным и позволяет им сохраняться дольше. На это указывает и то обстоятельство, что родители не стремятся отдавать своих дочерей в табор, где цыганские традиции соблюдаются жёстче. Некоторые особености таких взаимотношений могут показать следующие требования. Женщина должна быть предельно осмотрительна рядом с пожилым человеком. Один неверный шаг, и тот будет кричать: "Не стыдно тебе? Перешла старику дорогу!" (На тукэ ляжяв? Накхлян пхурэскэ о дром). В свою очередь мужчине нельзя пристально разглядывать замужнюю цыганку (на что я не раз попадался), она попросит: "Не смотри на меня, (так) я стыжусь", (На дыкх пэ ман, кэ лажяв мангэ) или "Отвернись" (Амболде ту). Слышал ещё, как цыганки говорили на ходу мужчине: "Сиди там!" (Бэш кадя). Это звучало как просьба, чтобы тот не приближался.  У кэлдэрарок менялась и причёска. Своеобразный запретительный знак - амболдинарий, для тех кто его понимает.  Если девушка носила просто косы или распущенные волосы, то замужняя женщина заплетала маленькие косицы у самого лба, закручивая волосы вверх и приплетая их к косам. Эта причёска и  называлась амболдинари. Т.е. отвернись и не смотри. амболдинарий Если в цыганской семье кто-нибудь умирал, то в семье не принято было в течение года веселится, смотреть телевизор и т.п. действия. Женщины повязывали на особый манер (узлами наперёд) чёрные платки. Мужчины в знак траура долгое время не брились. Нарушение этих традиций осуждалось и приводило к серьёзным размолвкам и ссорам между родственниками.   

         К ещё одной экзотической традиции цыган-кэлдэрари, сохранившейся в этом таборе, это умение носить вёдра с водой на голове. 

СалбаСалба

При этом даже грузная Салба, с ведром на голове выглядела изящной и грациозной. Исследователи по этому факту могут легко определить принадлежность или достаточно длительный период ассимиляции цыган в одной из культур.                                                                

           1990-е годы внесли достаточно серьёзные изменения в быт цыган. Внешне стояли те же дома из горбыля и толя, но внутри появились огромные ковры, шкафы, зеркала, супер-дорогая техника, которую, правда, дети (не привыкшие с ней обращаться) часто ломали. С ростом материального благополучия, наличие в домах теле и радиоаппаратуры, становится приоритетным. Как знак определённого материального благополучия. Таких огромных экранов телевизоров – киноцентров мне в обыденной жизни тогда приходилось крайне редко. В начале 1990-х части цыган удалось выкупить пионерский лагерь в черте г. Иваново, где они и собирались остаться навсегда. Некоторые семьи жили в корпусах пионерлагеря, но были и такие кто на этой территории строили себе хорошие двухэтажные дома. Правда, по котлярской традиции с туалетом на улице. Отчасти, это связано с тем что, отсутствие хорошего дома стало признаком "нищеты". Большие деньги конечно не способствуют общинному распределению и эти принципы ушли в прошлое. Некоторые плюсы экономической индивидуализации, со слов цыган, заключались в том, что когда деньги шли в общий котёл, некоторые ленились, а сейчас нет. Но то, что было 20 лет назад цыгане вспоминают с ностальгией. "Тогда пел и плясал весь табор, а сейчас…", "Раньше веселее было, денег не считали…", "Времена меняются, поэтому и мы меняемся быстро". Вспоминают, как барон рассказывал по вечерам свои истории и сказки, пел песни-баллады (лунжи гиля) без аккомпанемента. Эти баллады представляли собой своеобразный способ изустных передач событий старины, но фактически был способом изустной передачи из поколения определённого набора традиций свойственной для этой нации. Были в таборе и продолжатели традиции такого пения. ДЖамбулат и Гога

Джамбулат и Гога

Мне запомнились эти песни в исполнении Джамбулата, молодого цыгана из табора. По-моему только он один и пел так. Жаль, что я не мог тогда записать. Пение, на слух, было горловое и с хрипотцой. Гога тогда отметил, что это и есть настоящие народные песни, традиция которых идёт от глубокой старины. А всё остальное это псевдо-фольклор. Этнографические записи таких песен в таборе собирали всех от мала до велика, погружали цыган в некоторое созерцательное состояние сопереживания события которые происходили в песне.Л-Г 

ЛГ

Состояние самих исполнителей, можно оценить по этим фотографиям, Так самозабвенно могут петь только те кто не отделяет себя от содержания песни.  О музыкальной одарённости цыган написано немало, добавлю лишь некоторые штрихи. У моих друзей Яноша и Салбы маленький сын Роча, голова которого едва выступала над клавиатурой пианино, на слух он мог воспроизвести почти любую классическую или эстрадную мелодию. Пианино в этом цыганском доме, не воспринималось как экзотика.Роча

Роча

      Брат Яноша, Гога (чьи цыганские песни стали народными и пользовались большой популярностью во многих таборах) мечтал дать своим детям среднее и высшее образование. Однако общественное мнение такие идеи тогда не поддерживало. Ранние браки и соответственно ранние обязанности добытчика сводили все эти мечты на нет.

 

Продолжение следует...



[

Яндекс.Метрика