Опыт проектирования рефлексивных образовательных ситуаций в практике дополнительного профессионального образования педагога.

Доманский Е.В. .н.с. лаборатории дополнительного образования УРАО ИСМО

         Образовательная ситуация является одной из наиболее распространённых форм организации учебного процесса в  личностно-ориентированном обучении. Специфика образовательных ситуаций с рефлексивным содержанием деятельности позволяет определить их как рефлексивные образовательные ситуации (РОС). Проектирование рефлексивных образовательных ситуаций в практике дополнительного профессионального образования создаёт  ситуации обучения,  в которых педагоги осваивают рефлексию как личное средство работы. Это одно из условий профессионально-личностного роста педагога, позволяющее средствами рефлексии преодолевать педагогические стереотипы, формировать опыт   инновационной деятельности, создавать атмосферу творческого взаимодействия и сотрудничества. Рефлексивный опыт организации собственного мышления и сознания, трансформируемый в учебный процесс, позволяет педагогу создавать ситуации обучения и освоения рефлексии и для ученика, что является одним из условий его личностного развития. Развитие личности ученика -  цель и смысл современного образования. Вместе с тем, наш исследовательский и практический опыт показывает значительные различия в современных подходах к организации РОС, что влияет на содержание и качество образования. Анализ системных подходов в подготовке педагогов к организации и применению рефлексии в учебном процессе  показал, что их объединяют, по субъекту рефлексии, в различные виды  рефлексивного обучения.  При этом, под рефлексивным обучением понимается педагогический процесс, в котором действия педагога и обучающегося, направленные на достижение целей образования, имеют рефлексивный характер [5]. Мы выделяем три направления рефлексивного обучения. В первом - субъект рефлексии – учитель, во втором – ученик и в третьем – учитель и ученик[1]. В данном случае анализируются подходы по проектированию РОС, в котором субъектами рефлексии выступают учитель и ученик. Особенность проектной деятельности заключается в том, что она переводит человека из плоскости знания в сферу практической деятельности. При разработке структуры содержания образовательной ситуации с рефлексивными компонентами мы исходили из структурно-функционального единства образовательной среды и образовательной ситуации. В разработку РОС были внесены следующие структурные элементы: социокультурный контекст, субъект-субъектное пространство взаимодействия и сотрудничества, пространство рефлексии, пространство реализации и определения места РОС и полученных результатов в системе общеобразовательной деятельности и жизнедеятельности. Социокультурный контекст это среда, обеспечивающая  согласование ценностно-смыслового развития субъектов обучения в РОС с социокультурной действительностью. Содержание среды генетически связано с содержанием ситуационного задания. Включение в рефлексивную образовательную среду социокультурного содержания образования порождает необходимость педагогического  и учебного позиционирования,  нормирует учебный процесс  в рамках задействованных культурных  явлений. Процессы соотнесения  и позиционирования порождают и свои границы ответственности, рамки которой могут изменяться в зависимости от значимости социокультурного содержания. Исследователи отмечают взаимовлияние складывающейся образовательной среды и рефлексии. Рефлексия как методологическое средство, включенное в образовательную среду, изменяет её и совершенствует, образовательная среда,  легимитизируя рефлексию, «вербует»  новых сторонников, распространяя  её влияние [1]. Образовательную среду мы обозначаем, как совокупность педагогических и социокультурных условий побуждающих рефлексию сознания и мышления в учебном процессе.

       * ДУША – ПРАВИЛА УХОДА. Все мы знаем о правилах ухода за своим телом: нужно чистить зубы, умываться, расчесываться и т.д. Но душа – не менее важна!  Напиши правила по уходу за собственной душой… и др.  рефлексивные вопросы, учитывающие направленность рефлексивных компонентов и возраст участников.

        В приведенном примере одним из мотивов для организации взаимодействия может служить  незнание. На вопрос «А что такое душа?» можно послать за книгой или в интернет, а можно предложить: А давай её поищем у тебя. И тут же искать. А по каким признакам? Что это: живое - неживое. Если живое, то какие признаки жизни (доброе - злое и т. д.).

      Субъект-субъектное пространство формируется на основе ситуационного задания: представляет собой тип открытого задания, условия которого не предполагают  заранее заданного ответа. Содержание задания формализует, направляет деятельность ученика в логике предметной или внепредметной деятельности с поиском опоры во внешнем контексте образовательной ситуации. В содержании ситуационного задания* входит информационная составляющая, которая своим проблемным содержанием относится к человеку только косвенно, в основном информируя о каком-то происходящем событии. И побудительная, установочная, - осуществляющая перенос этой ситуации непосредственно на человека, т.е. непосредственное обращение к нему содержащихся в ней смыслов и проблем. Отношения между первой и второй частью задания создают основное расхождение,  противоречие образовательной ситуации, которое затем конкретизируется в различных пространствах образовательной ситуации посредством рефлексивных вопросов.  Противоречие побуждает субъектов обучения перейти из пассивного, отстранённого состояния в активное,  для поиска собственной версии ответа на возникшую проблему. Рефлексивные вопросы задания побуждают, не выходя из предметного содержания, искать опору в личном опыте жизнедеятельности и отношений с окружающим миром. Деятельность ученика приобретает  творческую направленность, в результате которой возникает значимый для него образовательный продукт. Поэтому в РОС должны создаваться условия по его внедрению, презентации, практической реализации и т.п. действий. Если вопросы группируются по определённым системным признакам, определяющим цели, смысл и направленность деятельности, то они выделяются как отдельные рефлексивные компоненты. В данном типе образовательных ситуаций мы выделяем три рефлексивных компонента:

  1. Определения вариантов оснований ценностно-смыслового самоопределения.
  2. Актуализации собственных средств жизнедеятельности.
  3. Нормирования приоритетов принятия решения  и связанных с ними действий по ограничению или развитию деятельности.

Вопрос задания примет рефлексивную нагрузку после того, как в нём отразится личное отношение к созданному противоречию. Для этого необходимо перенести вопрос из общих, для всех, в вопрос для одного. (Мне понятно или не понятно, хочу ли я разрешить проблему, моё отношение к происходящему)[2]. Изменяется модальность («Через себя, о себе, про то, что со мной было») и мировоззренческая норма вопроса («Изменяя себя – изменяю мир», а не наоборот). При переходе ученика в рефлексивную позицию информация приобретает личностно-значимой характер, становится предметом исследования и  размышлений. Ученик становится носителем вопроса и автором собственного знания. В образовательной ситуации выделяют два вида рефлексивных вопросов: внешние, - те, что создаются разработчиком в ситуационном задании. И внутренние, - возникающие в результате воздействий РОС на человека. В этот момент происходит оценка и самооценка собственных возможностей. Определяется граница между знаниями и незнаниями. Осмысливается развитие ситуации. Представление о ней становится более обширным. Меняя отношение к проблеме,  ученик формирует свою точку зрения и свое отношение к предмету. Обычно, по образному выражению М.К.Мамардашвили, человек, для того чтобы сбежать от себя, готов укрепиться в состоянии упрямой хитрости, готовым на всё, лишь бы не привести себя в движение и не поставить себя под вопрос [4]. РОС формирует условия, побуждающие ученика не уходить от таких вопросов.  Направленность вопросов, входящих в состав первого рефлексивного компонента, отличается большей субъектностью, переносит человека в значимую сферу его личной жизнедеятельности. Заданное противоречие,  выступающее в качестве мотивирующего фактора, позволяет сформулировать собственные цели деятельности, определить их смысл и выстроить к ним свое отношение. Появляется желание позиционировать себя, свой образ мыслей, представить свою версию ответов на вопросы. По мере того как ситуация овладевает человеком, цели становятся предметом морально-нравственного выбора и часто непростого. На такие вопросы, в отличие от задачных, хочется найти ответ, так как они вдруг начинают выходить за рамки учебной деятельности, оказываются очень актуальными для ученика, задевают его наиболее значимые жизненные смыслы. Они порождают и собственные вопросы к себе: «Зачем? Почему именно так необходимо поступить? Как это делают другие?, Так ли я понимаю мир?...». Ответы на такие вопросы, как правило находятся не вне, а внутри человека. Перебор, инвентаризация имеющихся ценностей и смыслов может оказаться недостаточным для ответа, в первую очередь, самому себе. Воля активизируется, усиливается острота чувств. Подвергаются сомнению собственные средства. Это определяет следующий шаг субъектов обучения в РОС: не использовать формальные средства для строящейся деятельности, а выработать свои: те, что необходимы в логике собственного целеполагания и целеосмысления (если нет собственного целеполагания, мышление ученика остается невостребованным). Возникающие противоречия между тем, что есть и тем, что необходимо совершить, между старыми и новыми представлениями, и есть тот внутренний источник рефлексивного развития и очеловечивания личности. Идёт активный поиск опоры на новые смыслы и ценности, который не заканчивается и после того, как человек переходит в другую сферу деятельности (проявляется сфера влияния следующего рефлексивного компонента). При этом, социокультурная и мировоззренческая составляющая ответа - место пересечения смыслов педагога разработчика ОС с наиболее значимыми смыслами деятельности ученика. Рефлексивные размышления ученика, обозначающие это пересечение, вызывают у педагога радость сотворчества, сопереживания и соучастия. Аналогичные эмоции, как реакция на творческий замысел педагога, возникают и ученика.  Выполняя предметную деятельность, ученик одновременно включается в рефлексивную деятельность по отношению к своим представлениям о ценностях  и смыслах предметного содержания. То есть, ученик  одновременно выступает как эксперт осуществляемой деятельности. Столкновение собственного опыта мышления с новым, полученным в создаваемой образовательной ситуации, приводит к появлению практических навыков организации мышления в ситуации противоречия, проблемы и т.п., к умению понимать и анализировать предмет противоречия с различных позиций. Появляется возможность для рефлексивного осмысления и извлечения из себя новых средств, вовлечение их в новые способы деятельности и жизнедеятельности, что является одним из значимых условий рождения творческого результата. В третьем рефлексивном компоненте сосредоточены вопросы, актуализирующие нормы, которые изначально существуют в человеке, но в силу сложившихся условий или образовательных приоритетов «потерялись»,  стали не востребованы в процессе учебной деятельности. Создающиеся прецеденты, когда человек в условиях образовательной ситуации подчиняется влиянию морального сознания и ограничивает или изменяет деятельность в соответствии с морально-нравственной нормой, закрепляют эту норму (норма находит своё место) при принятии решения и в результатах деятельности. Однако,  условия для выбора принципа действий не являются однозначными для каждого субъекта образования, вынужденного вступать в конфликт с самим собой при определении своей позиции в образовательной ситуации. Решение в пользу нравственного сознания, отождествляемое с  позицией человека, зависит от уровня его развития, воздействия социокультурной образовательной среды, образовательной ситуации и педагогического мастерства учителя по актуализации нравственных сил субъектов обучения. Свобода воли, как замечает В.Лефевр, не носит абсолютный характер  [3]. Субъекты обучения не являются свободными, например, от принятия эгоистических решений.  Меняя и развивая свое от­ношение к прошлому опыту, субъекты обучения зак­ладывают основы измене­ния и развития любой своей деятельности. Нормируется возможное использование, способы внедрения, презентации, практическая реализация полученного результата. Выделяются происходящие личностные и образовательные приращения, мировоззренческое позиционирование субъектов образовательной ситуации. Мировоззренческие смыслы, благодаря специфике проектирования РОС, не вносятся извне, а открываются собственными усилиями, в результате которых нарабатывается опыт и навыки такого рода действий.  Следовательно, специфика данного рефлексивного компонента заключается в  ином (включающим не только знаниевый подход) взгляде на предметную деятельность. В ней может реализоваться не только «разрешительный» принцип, когда «цель – оправдывает средства», но и «запретительный», либо ограничивающий их, когда возникают вопросы и сомнения по поводу моральных оснований деятельности и принятия решения. Фактически - это определение своей позиции в  данном проекте,  после которого деятельность по реализации приобретает соответствующее принятым ценностям содержание. То есть, происходит связывание позиции с определёнными нормами морального сознания, что в итоге отражается на конечном продукте проектной деятельности. Если образовательная ситуация организуется более чем для одного субъекта обучения, то в неё добавляются нормы мыслительной деятельности направленные на  то, чтобы сделать всех участников образовательной ситуации единомышленниками. Деятельность субъектов обучения претерпевает ограничения рамками  «Здесь и сейчас». Работа заканчивается принятием ответственного решения по определению места РОС и полученных результатов в системе деятельности и жизнедеятельности. Примером может служить изменение целей экскурсии  одной из наших экспериментальных школ, когда учебное мероприятие – экскурсия в музей-усадьбу, превратилось в инструмент, средство, изменяющее взгляд на ценности всей школьной жизни. Первоначальный замысел поездки сводился к посещению учениками школы мемориального дома-усадьбы Н. Е. Жуковского, осмотру достопримечательностей и чаепитию, которое устраивали сотрудники музея в традициях XVIII века. Педагогические цели на эту экскурсию имели информационный и ознакомительный характер. В то же время, педагогом была обозначена проблема самоидентификации для этой частной школы. В результате организованной  дискуссии поставленные цели были проблематизированы как по форме, так и по их содержанию. Обнаруженные противоречия в образовательных целях и педагогических  смыслах деятельности послужили основанием для проектирования образовательной среды (контекста РОС), разноплановых и разноуровневых предметных и социокультурных образовательных ситуаций, объединённых единой идеей развития с выходом на миссию школы – возрождение светской культуры, как носителя определённых культурных традиций и обретение  нового статуса: «Школы светской культуры».  Соответственно, новая цель приобрела следующее звучание: «Экскурсия – как способ, средство  исследования  другого мира (другой культуры) и проектирования миссии школы». Замысел предлагаемой в тексте рефлексивной образовательной ситуации разрабатывался педагогом на основе литературного фрагмента из книги Чингиза Айтматова «Белый пароход». В итоге, проект «История моего рода: Прошлое, настоящее и будущее» приобрёл следующий вид:

Ситуационное задание

Чингиз Айтматов в своём романе «Белый пароход» устами мальчика спрашивает: «…- Разве тебя не учили запоминать имена семерых предков! – Не учили. А зачем это? Я вот не знаю, и ничего живу нормально. – Дед говорит, что если люди не будут  помнить отцов, то они испортятся. – Кто испортится? Люди?  – Да. -  А почему? Дед говорит, что тогда никто не будет стыдится плохих дел, потому что дети детей о них не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что все равно дети об этом не будут знать».

Эта ситуация показывает разное отношение к исторической памяти предков, когда необходим личный выбор: помнить или не помнить. В связи с этим как бы вы ответили на следующие вопросы:

Пространство рефлексии

Рефлексивный компонент определения вариантов оснований ценностно-смыслового самоопределения

Какие значительные события, неординарные поступки, связанные с жизнью твоих родных и близких в настоящем и прошлом, ты знаешь? Как эти события  связаны с тобой, твоим родом, со страной и народом? Можно ли назвать ваш род развивающимся. Куда он стремиться и как эти устремления связаны с твоими представлениями о миссии рода?  Какие преобладающие профессиональные, культурные, духовные и другие традиции можно увидеть в жизни твоего рода?  Необходимы ли такие знания, чтобы определиться с собственным призванием?

Рефлексивный компонент нормирования приоритетов принятия решения

Какие из родовых традиций вы хотели бы изменить или ограничить их влияние? За что вы в этой работе берёте ответственность? Есть ли насущная необходимость «запоминать имена семерых предков» или можно «жить нормально» и так?

Рефлексивный компонент актуализации собственных средств жизнедеятельности

Какие методы, способы работы были использованы? Где еще может быть использован ваш метод, способ работы, кроме  как родословных исследований? Можете ли вы свои способы работы передать другим? Какие вопросы необходимо задать себе, другим, чтобы получить аналогичные ответы? На что они должны быть направлены?

Пространство реализации

Выберите один из литературных жанров (балладу, сказку, притчу, летопись и т.п.) и напишите послание своему роду. Выделите в своей летописи не менее трёх наиболее значимых смыслов существования вашего рода.

Действия по  определению места РОС и полученных результатов

Определите способы доставки  и условия презентации послания ныне живущим и потомкам. Определите на основании  послания собственную миссию жизни. Соотнесите цели своей миссии с миссией своих близких, миссией школы и страны. Выделите культурные нормы, использованные в вашей работе, которые могут быть включены в новую  концепцию школы. Где и как они могут с этой целью  быть использованы.

Рефлексия полученных результатов

Как и от чего изменялось ваше настроение во время этой работы? Что для вас стало главной проблемой в этой работе? Какие проблемы удалось разрешить? Чему вы научились? Если результат  работы вам понравился, то как, каким способом вам удалось его достичь?  Где эти знания и опыт такой работы будет необходим? В чём уникальность вашей работы? Как изменились ваши отношения с родителями и близкими в процессе работы?  Какие изменения заметили у вас окружающие в процессе этой работы? Совпадает ли это с вашими ощущениями? Что думают по поводу вашей работы ученики, родители и учителя, специалисты и др.? Есть ли необходимость в таком анализе? Что необходимо сделать, чтобы такой анализ стал вашим личным средством работы? Что вы пожелаете себе и другим после выполнения этой работы?

        Определяя для себя цели и смысл данной работы, мы исходили  из предпосылок, сформулированных в философских тезисах о проблеме человеческого бытия, один из которых гласит: «Человек есть существо, преодолевающее свою ограниченность, трансцендирующее к высшему» [2]. Однако, как замечает философ, большинство людей не стремятся преодолеть границы собственного существования, удовлетворяясь обычным природным существованием, не поставив себя на грань даже биологической, не говоря уже о духовной выносливости, не зная, до самого смертного часа, что такое предельное. Могут ли образовательные ситуации соответствовать таким условиям. Наш опыт и практика работы показывает, что да. Но для этого в ней должны быть созданы определённые, учитывающие специфику образовательного пространства, условия. В описанном примере РОС осуществлена попытка на основе созданного противоречия проблематизации  природного существования человека («…и ничего живу нормально»), выталкивание его в альтернативное пространство для освоения представлений о миссии «человека бытия» и «человека небытия».

Литература:

  1. Алексеев  Н.Г. Проектирование   условий   развития рефлексивного   мышления [Текст]: автореф. … док. псих. наук: 19.00.13 / Н.Г.  Алексеев. – Москва, 2002. – 36 С.
  2. Гуревич П.С. Филосфия / П.С. Гуревич //   | Учебник для вузов. -М.: Проект, 2003,-С. 352, С.182-183.
  3. Лефевр В.А. Формула человека: Контуры фундаментальной психологии. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991. –108с.  
  4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию, М., «Прогресс»,1990, 365с.
  5. The reflective model of educational practice // Lipman M. Thinking in Education. Cambridge, 1991. P. 7-25. Перевод выполнен А.В.Колотвиным

[1] Доманский Е. В. Рефлексивное обучение в подготовке учителя. [Текст] / Е.В. Доманский // Педагогика.- 2009.- № 3.- С. 74-79.

 [2] Актуальность таких вопросов определяется всем содержанием ОС, вне её они будут выступать как обычные задачные вопросы.

Для ссылок: Доманский Е.В. Опыт проектирования рефлексивных образовательных ситуаций в практике дополнительного профессионального образования педагога / Профессиональное развитие педагога: материалы межрегионального Интернет-педсовета (30 августа - 13 сентября 2010 г.) / под ред. А.Б. Галанова, И.Х. Тагирова, В.Ф. Бахтияровой. - Уфа: Издательство ИРО РБ, 2010. - С. 108-113. //  Педсовет.org Всероссийский интернет-педсовет-2010

Яндекс.Метрика