Рецензии на учебники «Физическая культура» для 1 - 4 кл. Изд.««МНЕМОЗИНА» 2011г.

Рецензия

на учебники предметной линии «Физкультура» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений,

авторы Е.Н. Литвинов, М.В. Анисимова, Т.Ю. Торочкова, М.: - Издательство «МНЕМОЗИНА», 2011.

 

Общая краткая характеристика учебников

Представленный на рецензирование оригинал-макеты является учебни­ками. Их содержание представляет систематическое изложение материала учебного предмета «Физкультура» федерального компонента государственно­го образовательного стандарта начального общего образования. Название учебников со­ответствует названию учебного предмета федерального компонента государ­ственного образовательного стандарта начального общего образования.

Учебники разработаны на основе программы по изучению физической культуры, в которой поставлены следующие задачи: формирование у обучающихся основ здорового образа жизни и развитие самостоятельности  для освоения программных действий.

Оценка учебников по критериям

Рецензируемые учебники соответствует федеральному компоненту госу­дарственного образовательного стандарта начального общего образования. Материалы учебников, последовательность их изложения, в целом обоснованы, четко просматривается системность и преемственность изложения материала. Содержание курса учебника позволяет решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. Материалы учебников дают возможность получить представления и освоить навыки физической культуры, необходимые для этого возраста. Учебники содержит дополнительную информацию об истории развития физической культуры в русле национальных традиций, народных и подвижных играх. От­дельные пожелания приведены ниже.

О практической направленности учебников говорят основные содержательные линии комплекта. В него включены материалы по гигиене, правильному питанию, основам анатомии и физиологии человека,  комплексы упражнений по лёгкой атлетике, гимнастике, лыжной подготовке, подвижным и спортивным играм при реализации которых осуществляется формирование общеучебных умений и навыков учащихся. Комплексы физических упражнений, игр и эстафет предусматривают занятия как в закрытых помещениях, так и на свежем воздухе. В учебниках широко представлены физические упражнения, выполняющие развивающие, коррекционные и профилактические функции. Учебники обеспечивает получение  информации о правилах закаливания, нормах физических нагрузок, правилах безопасности и др.

Аппарат ориентировки представлен оглавлениями к главам и разделам учебника, а также кратким  «ФизкультСловариком» в ко­тором доступно раскрываются значения понятия встречающихся в учебниках.

Воспитывающий характер учебного материала.

Система заданий учебников предоставляет ученику информацию о физической культуре через призму нравственного и духовного совершенствования, приводятся культурно-исторические образцы в духе национальных традиций имеющие значительный воспитательный потенциал.

На наш взгляд учебники  несколько ограничивают целеполагание, смысловую работу и собственное мышление обучающихся.  Некоторые из текстов учебников ориентированные на самостоятельную работу ограничиваются готовыми ответами, приведёнными ниже (см. напр. стр. 10-11, 1-2 кл.). В описании представлений о физической культуре в преамбуле содержат нравственные и духовные его характеристики, которые отсутствуют  в самооценке ученика. Оцениваются развитие только его физических качеств. В описании духовной составляющей занятий по физической культуре используются в основном маскулинные характеристики, т.е. для девочек-школьниц как бы эти качества недоступны. В учебниках не хватает вопросов направленных на осознание не только физического, но и духовного развития ребёнка. Например, можно после каждого комплекса упражнений к аналитическим вопросам добавить вопросы имеющие ценностно-смысловой характер, выявляющие духовные приращения. Это вопросы, типа: как я преодолевал трудности и зачем я это делал? Как это мне пригодится в будущем, моей стране? И т.д. Вопросы задания представлены так, что ученику, опираясь на материалы учебника, достаточно сложно сформировать компетенции, обеспечивающие механизм саморазвития и самоопределения, внутренний мотив, обеспечивающий готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «умение учиться». Например, на стр.55 учебника для 3-4 кл. приводится следующее задание: «Какие качества у человека вырабатывает горнолыжный спорт?» В контексте данного вопроса ученику предлагается выделить качества, которые никак не соотносятся с ним лично. Т.е. в данном блоке не хватает вопроса: а что я лично буду делать с этими знаниями. Зачем я выделял эти качества? Кому это необходимо? И т.д. Вопросы, которые ребёнок поставит перед собой и самое главное ответы свои и других дадут хороший повод для личностной рефлексии и становлении растущего человека.

Объем основного материала учебника вполне соответствует нормам учебного времени. В учебниках учтена ведущая для учащихся 1-4 классов деятельность - об­щение и основные интересы, присущие учащимся данной возрастной группы (для изучения и освоения предложены различные виды деятельности: игры, конкурсы, состязания и др.).

 

Заключение

Учебники предметной линии «Физкультура» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, авторы Е.Н. Литвинов, М.В. Анисимова, Т.Ю. Торочкова, разработан в соответствии с общими целями изучения курса физической культуры, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Несмотря на отдельные замечания, содержание учебников в целом соответствует установленным требованиям, возрастным и психологическим особенностям обучающихся, принадлежат к завершенной предметной линии УМК для начальной школы, и может быть рекомендован для грифа «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».

 

 

 

 

 

Ст. научный сотрудник лаборатории

дополнительного образования ИСМО РАО,

кандидат педагогических наук                                                    Е.В.Доманский

Яндекс.Метрика