Рецензии на учебники «Физическая культура» для 1 - 4 кл. Изд.««МНЕМОЗИНА» 2011г.
Рецензия
на учебники предметной линии «Физкультура» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений,
авторы Е.Н. Литвинов, М.В. Анисимова, Т.Ю. Торочкова, М.: - Издательство «МНЕМОЗИНА», 2011.
Общая краткая характеристика учебников
Представленный на рецензирование оригинал-макеты является учебниками. Их содержание представляет систематическое изложение материала учебного предмета «Физкультура» федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. Название учебников соответствует названию учебного предмета федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Учебники разработаны на основе программы по изучению физической культуры, в которой поставлены следующие задачи: формирование у обучающихся основ здорового образа жизни и развитие самостоятельности для освоения программных действий.
Оценка учебников по критериям
Рецензируемые учебники соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования. Материалы учебников, последовательность их изложения, в целом обоснованы, четко просматривается системность и преемственность изложения материала. Содержание курса учебника позволяет решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. Материалы учебников дают возможность получить представления и освоить навыки физической культуры, необходимые для этого возраста. Учебники содержит дополнительную информацию об истории развития физической культуры в русле национальных традиций, народных и подвижных играх. Отдельные пожелания приведены ниже.
О практической направленности учебников говорят основные содержательные линии комплекта. В него включены материалы по гигиене, правильному питанию, основам анатомии и физиологии человека, комплексы упражнений по лёгкой атлетике, гимнастике, лыжной подготовке, подвижным и спортивным играм при реализации которых осуществляется формирование общеучебных умений и навыков учащихся. Комплексы физических упражнений, игр и эстафет предусматривают занятия как в закрытых помещениях, так и на свежем воздухе. В учебниках широко представлены физические упражнения, выполняющие развивающие, коррекционные и профилактические функции. Учебники обеспечивает получение информации о правилах закаливания, нормах физических нагрузок, правилах безопасности и др.
Аппарат ориентировки представлен оглавлениями к главам и разделам учебника, а также кратким «ФизкультСловариком» в котором доступно раскрываются значения понятия встречающихся в учебниках.
Воспитывающий характер учебного материала.
Система заданий учебников предоставляет ученику информацию о физической культуре через призму нравственного и духовного совершенствования, приводятся культурно-исторические образцы в духе национальных традиций имеющие значительный воспитательный потенциал.
На наш взгляд учебники несколько ограничивают целеполагание, смысловую работу и собственное мышление обучающихся. Некоторые из текстов учебников ориентированные на самостоятельную работу ограничиваются готовыми ответами, приведёнными ниже (см. напр. стр. 10-11, 1-2 кл.). В описании представлений о физической культуре в преамбуле содержат нравственные и духовные его характеристики, которые отсутствуют в самооценке ученика. Оцениваются развитие только его физических качеств. В описании духовной составляющей занятий по физической культуре используются в основном маскулинные характеристики, т.е. для девочек-школьниц как бы эти качества недоступны. В учебниках не хватает вопросов направленных на осознание не только физического, но и духовного развития ребёнка. Например, можно после каждого комплекса упражнений к аналитическим вопросам добавить вопросы имеющие ценностно-смысловой характер, выявляющие духовные приращения. Это вопросы, типа: как я преодолевал трудности и зачем я это делал? Как это мне пригодится в будущем, моей стране? И т.д. Вопросы задания представлены так, что ученику, опираясь на материалы учебника, достаточно сложно сформировать компетенции, обеспечивающие механизм саморазвития и самоопределения, внутренний мотив, обеспечивающий готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «умение учиться». Например, на стр.55 учебника для 3-4 кл. приводится следующее задание: «Какие качества у человека вырабатывает горнолыжный спорт?» В контексте данного вопроса ученику предлагается выделить качества, которые никак не соотносятся с ним лично. Т.е. в данном блоке не хватает вопроса: а что я лично буду делать с этими знаниями. Зачем я выделял эти качества? Кому это необходимо? И т.д. Вопросы, которые ребёнок поставит перед собой и самое главное ответы свои и других дадут хороший повод для личностной рефлексии и становлении растущего человека.
Объем основного материала учебника вполне соответствует нормам учебного времени. В учебниках учтена ведущая для учащихся 1-4 классов деятельность - общение и основные интересы, присущие учащимся данной возрастной группы (для изучения и освоения предложены различные виды деятельности: игры, конкурсы, состязания и др.).
Заключение
Учебники предметной линии «Физкультура» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, авторы Е.Н. Литвинов, М.В. Анисимова, Т.Ю. Торочкова, разработан в соответствии с общими целями изучения курса физической культуры, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Несмотря на отдельные замечания, содержание учебников в целом соответствует установленным требованиям, возрастным и психологическим особенностям обучающихся, принадлежат к завершенной предметной линии УМК для начальной школы, и может быть рекомендован для грифа «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
Ст. научный сотрудник лаборатории
дополнительного образования ИСМО РАО,
кандидат педагогических наук Е.В.Доманский