Рецензии на учебники «Физическая культура» для 3 - 4 кл. Изд.«АСТ», «АСТРЕЛЬ» 2011г.

Рецензия

на учебник «Физическая культура» для 3-4 классов учебно-методического комплекта «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ», 

авторы Т.С. Лисицкая, Л.А. Новикова, М.: - Издательство «АСТ», «АСТРЕЛЬ», 2011. – 127с.

 

Общая краткая характеристика учебника

Представленный на рецензирование оригинал-макет является учебни­ком. Его содержание представляет систематическое изложение материала учебного предмета «Физическая культура» федерального компонента государственно­го образовательного стандарта начального общего образования. Название учебника со­ответствует названию учебного предмета федерального компонента государ­ственного образовательного стандарта начального общего образования.

Учебник создан на основе программы изучения физической культуры, в которой поставлены следующие задачи: оздоровительная, образовательная и воспитательная. Цели и концептуальные подходы авторов учебника  предполагают решение основной задачи начального общего образования - формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетенцией «умение учиться», формирование здорового и активного образа жизни.

Оценка учебника по критериям

Рецензируемый учебник соответствует федеральному компоненту госу­дарственного образовательного стандарта начального общего образования. Материал учебника, последовательность его изложения, в целом обоснованы, четко просматривается системность и преемственность изложения материала. Содержание курса учебника позволяет решать образовательные и оздоровительные задачи. Материал учебника даёт возможность получить представления и освоить навыки физической культуры, необходимые для этого возраста. Также учебник содержит короткие рассказы о выдающихся спортсменах и самых значимых спортивных событиях. От­дельные пожелания приведены ниже.

 Дополнительные и вспомогательные тексты в учебнике представле­ны краткими справками о спортсменах, чьи спортивные подвиги приобрели не только личное значение, но и общенациональное, однако информации об этом представлена рефреном. Основной упор делается на личное преодоление трудностей, проблем и описание успехов. Конечно, личное честолюбие и упорство имеет большое значение для победы, но наиболее значимые победы одержаны тогда, когда спортсмены сражались не только за свою победу, но и за победу своей страны, во славу её. В учебнике дополнительная информация о правилах поведения в спортивном зале, бассейне, стадионе и т.д., предваряет каждую главу учебника, что делает её удобной для практического использования.  Некоторые виды дополнительной информации рассказывают о тех занятиях, которые не входят в обязательную программу, но имеют широкое распространение среди детей и подростков (скейтборд и др.). В них присутствует содержание, связанное с безопасностью, правилами и т.п. сведениями, побуждающее интерес к данным занятиям.   

Аппарат усвоения учебного материала представлен материалами (выделенными цветом), разделёнными на основную и вариативную часть содержания образования. Маршрутные листы отражают последовательность изучения материала в целом и каждого раздела в частности. Система условных обозначений позволяет легко ориентироваться в направленности и специфике выполняемого задания. В учебнике представлена проектная деятельность, стимулирующая самостоятельную и командную  деятельность ребёнка. Задания продуманны так, чтобы помочь ребятам лучше осмыс­лить содержание глав и разделов, предложенных для освоения и изучения.  В заданиях по выбору предлагается материал различного уровня сложности  с использованием дополнительных источ­ников. Вопросы и задания ориентируют учащихся на самостоятельную деятельность по нахождению ответов на по­ставленные вопросы.

О практической направленности учебника говорят основные содержательные линии комплекта и данного учебника. В него включены материалы и комплексы упражнений по лёгкой атлетике, гимнастике, лыжной подготовке, подвижным и спортивным играм при реализации которых осуществляется формирование общеучебных умений и навыков учащихся. Комплексы физических упражнений, игр и эстафет предусматривают занятия как в закрытых помещениях, так и на свежем воздухе. В учебнике широко представлены физические упражнения, выполняющие развивающие, коррекционные и профилактические функции. Учебник обеспечивает получение  информации о правилах личной гигиены, закаливания, нормах физических нагрузок, правилах безопасности и др.

Аппарат ориентировки представлен оглавлениями к главам и разделам учебника, а также кратким  «Словарем юного спортсмена», в ко­тором глубоко и в то же время доступно раскрывается значение того или иного спортивного понятия. В словаре имеется ссылка на соответствующую страницу, где встречается это понятие.

Объем основного материала учебника вполне соответствует нормам учебного времени. В учебнике учтена ведущая для учащихся 3-4 класса деятельность - об­щение. В нём есть задания, рассчитанные на аналитическую деятельность. Например, ответы на вопросы типа: «Понаблюдай, как влияют на твой организм: а) плохая погода; б) усталость.», (стр. 92) и др. Вопросы такого типа способствуют развитию абстрактного мышления. Учтены в учебнике основные интересы, присущие учащимся данной возрастной группы (для изучения и освоения предложены различные виды деятельности: игры, конкурсы, состязания и др.).

Воспитывающий характер учебного материала.

В учебнике система заданий предоставляет ученику возможность выбора деятельности, в то же время, две трети заданий учебника направлены на поиск информации, что неоправданно много для учебников данной предметной линии. Поиск информации носит преимущественно обезличенный характер, что затрудняет формирование личного мотива деятельности. Вопросы задания представлены так, что ученику, опираясь на материалы учебника, достаточно сложно сформировать компетенции, обеспечивающие механизм саморазвития и самоопределения, внутренний мотив, обеспечивающий готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «умение учиться». Например, на стр.15 в вариативной части содержания учебника приводится следующее задание: «Вспомни сказки, где упоминаются скороходы. Благодаря чему они быстро бегали? Для чего использовали их умение?» В контексте данного вопроса ученику предлагается выделить метод или способы повышения мастерства, которые никак не соотносятся с ним лично. Т.е. в данном блоке не хватает вопроса: а что я лично буду делать с этими знаниями. Зачем я выделял способы деятельности? Кому это необходимо передать?

Сходные проблемы возникают в области духовно-нравственного воспитания. Например, в вопросе на стр.27, найди дополнительную информацию о победах В. Брумеля. Чему учит пример этого легкоатлета? Приведите примеры мужества, стойкости и силы воли героев известных тебе литературных произведений? В этих, несомненно, важных вопросах также нет продолжения: чему я лично научился, о чём думал, размышлял, читая о победах В. Брумеля? Какие личные примеры мужества, стойкости и силы воли проявил лично в своих ситуациях? Чему они были посвящены? И т.д. Вопросы, которые ребёнок поставит перед собой и самое главное ответы свои и других дадут хороший повод для личностной рефлексии и становлении растущего человека.

Обезличенность присутствует и в заданиях по выбору. Например, на стр.22, 61 в основной части учебника предлагается в установочной форме, возле значка по выбору, не выбрать упражнение, а его выполнить. Целесообразней эти задания сформулировать следующим образом: выбери одно из перечисленных упражнений, учитывая при этом, что успешное выполнение зад. 3.3 свидетельствует о твоей хорошей физической подготовке, 3.2 – о средней, 3.1 – о плохой.

Хорошим примером формулировки таких заданий могут послужить задания на стр.35, где речь идёт о групповой работе и спортивном марафоне, к которому можно отнести только одно пожелание, сделать его личностным. Не обеднять, а обогатить посыл: победит тот, кто простоит дольше. Какие качества пришлось проявить, чтобы простоять дольше? Зачем, во имя чего (показать какой я сильный или обеспечить победу группы)?

Творческие задания, на наш взгляд, также нуждаются в усилении личностного, духовно-нравственного  компонента образования. Например, зад.2 на стр. 75: «придумайте свои игры в «резиночку», можно усилить, если внести в них заботу не только о своём досуге, но и других (о младших, инвалидах и т.д.), тогда будут понятны личностные цели и смысл присутствия на страницах учебника информации о параолимпийских играх.

 

 

Заключение

Учебник Т.С. Лисицкой, Л.А. Новиковой «Физическая культура» для 3-4 классов общеобразовательных учреждений начальной школы разработан в соответствии с общими целями изучения курса физической культуры, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Не смотря на отдельные замечания, содержание учебника в целом соответствует установленным требованиям, возрастным и психологическим особенностям обучающихся, принадлежит к завершенной предметной линии УМК для начальной школы «Планета знаний» и может быть рекомендован для грифа «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст.научный сотрудник лаборатории

дополнительного образования ИСМО РАО,

 кандидат педагогических наук                                                     Е.В.Доманский

Яндекс.Метрика