Рецензии на учебники «Физическая культура» для 2 кл. Изд.«АСТ», «АСТРЕЛЬ» 2011г.
Рецензия
на учебник «Физическая культура» для 2 класса учебно-методического комплекта «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»,
авторы Т.С. Лисицкая, Л.А. Новикова, М.: - Издательство «АСТ», «АСТРЕЛЬ», 2011. – 127с.
Общая краткая характеристика учебника.
Учебник Т.С. Лисицкой, Л.А. Новиковой «Физическая культура» для 2 класса общеобразовательных учреждений начальной школы разработан в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Название учебника соответствует названию учебного предмета федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данный учебник принадлежит к завершенной предметной линии УМК для 2 класса начальной школы «Планета знаний».
Оценка учебника по критериям.
Рецензируемый учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Материал учебника, последовательность его изложения в целом обоснованы, четко просматривается системность и преемственность изложения материала. Содержание курса учебника позволяет решать образовательные и оздоровительные задачи. Материал учебника даёт возможность получить представления и освоить навыки физической культуры, необходимые для этого возраста. Отдельные пожелания приведены ниже.
Дополнительные и вспомогательные тексты, формирующие положительное отношение к урокам физической культуры. Материал в учебнике подаётся в занимательной, побуждающий интерес и желание заниматься детей этого возраста, форме. Например, гимнастические упражнения предлагается выполнять в стихах. В учебнике представлены исторические материалы по Олимпийским играм, направленные на развитие познавательной мотивации к истории физической культуры. Информация о правилах игр и соревнований, правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями, сведения о закаливающих процедурах и профилактика нарушений осанки, влияние занятий физической культурой на воспитание характера человека. В учебнике предусмотрена возможность самооценки своих спортивных достижений по определённым критериям.
Аппарат усвоения учебного материала представлен материалами (выделенными цветом), разделёнными на основную и вариативную часть содержания образования. Маршрутные листы отражают последовательность изучения материала в целом и каждого раздела в частности, позволяют осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, помогают школьнику ориентироваться в учебнике, выделять те задания, на которые необходимо обращать внимание в первую очередь. Вопросы и задания ориентируют учащихся на самостоятельную деятельность по нахождению ответов на поставленные вопросы.
Практическая направленность учебника отражена в содержании материалов учебника и программы, в которой теоретическим вопросам уделяется всего 6 из 102 часов занятий. Программное содержание курса представлено по линейно-концентрическому принципу, то есть, развертывается последовательно, постепенно усложняясь и расширяясь. В каждой теме обязательно выполняются практические занятия, предусмотрены подвижные игры, возможность выбора различных средств с учётом индивидуальных способностей, условий деятельности и др. факторов. Содержание учебника раскрывает проблему зависимости физического здоровья человека от знания индивидуальных и психологических особенностей организма, раскрывает ситуации, которые могут возникнуть при нарушении правил поведения во время учебных занятий. При этом деятельностный подход обеспечивает активность и самостоятельность учебной деятельности школьника.
Аппарат ориентировки представлен оглавлениями к главам и разделам учебника, а также кратким «Словарем юного спортсмена». В словаре имеется ссылка на соответствующую страницу, где встречается это понятие. Соответствие содержания учебника возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Отбор и компоновка учебного материала сделаны профессионально, в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, учитывают уровень развития мышления второклассников. Весьма удачно выделены тематические рубрики учебника: «быстрые, сильные, ловкие», «сильные, красивые, ловкие», «выносливые и сильные духом», в которых увязываются в единую и доступную для ребёнка логику различные качества человека. Вызывает некоторое сомнения включение в учебник для 2-го класса материалов по кёрлингу и в связи с ним понятий стратегического и тактического мышления, которые в практике учебных занятий скорее всего не найдут своего применения. Объем основного материала учебника соответствует нормам учебного времени. В учебнике учтена ведущая для учащихся 2 класса деятельность - общение и игра.
Воспитывающий характер учебного материала.
Уже в оглавлении даются ориентировки, выделяющие необходимые для воспитания качества человека, однако заполнение некоторых тем не совсем соответствует указанным рамкам. Например, тема «Выносливые и сильные духом» в содержании представлена историческими справками, рекомендациями по питанию и сохранению своего здоровья, инструкциями и др. Нет в нём ни примеров выносливости, ни того, как она связана с духом, как и представлений о том, что значит быть не только физически развитым, но и крепким духом. Поэтому в итогах темы «Твои спортивные достижения» заявленная рамка никак не присутствует, впрочем как и выносливость тоже.
Нет в разделе и творческих заданий, позволяющих соединить эти качества и рефлексивно отнестись к тому, что из этого получилось. У авторов ощущается методическая трудность с разработкой творческих заданий для этого возраста, поэтому под символом творческого задания даются задания репродуктивного характера. Например, на стр.115 предлагается найти информацию о мячике для игры в сокс и сделать его самому. Задание не предполагает творчества, а скорее копирование по образцу. Творческим оно может стать, если в отличие от образца будет найден новый более удачный наполнитель, форма, материал, названы сравнительные характеристики по отношению к образцу и др. Ну и самое главное: в чём я проявил свою выносливость и как я укрепил свой дух с помощью этой игры. Далее в разделе «Игры» речь идёт уже о сильных характером и дается достаточно подробное описание этих качеств, но оно никак не относится к предыдущему. Идентичны они или разные, останется для ребёнка в рамках этой предметной деятельности открытым. А жаль, тема действительно достойная. Всё мне доступно: красота, сила, быстрота и ловкость, а вот соединить эти качества с силой духа не умею или не хочу. Анализ заданий для ученика представляет хороший материал для оценки и характеристики заявленных целей учебника, претендующего на освоение учеником личностных результатов. В этом случае вопрос «Назови основную цель занятий утренней гимнастикой» (2, стр. 45) необходимо переформулировать с небольшой, но значимой корректировкой: «Назови свою цель занятий утренней гимнастикой». Присутствие личных целей в образовании ученика позволяет решать воспитательные и образовательные задачи учебника более эффективно.
Заключение
Учебник Т.С. Лисицкой, Л.А. Новиковой «Физическая культура» для 2 класса общеобразовательных учреждений начальной школы разработан в соответствии с общими целями изучения курса физической культуры, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Не смотря на отдельные замечания, содержание учебника в целом соответствует установленным требованиям, возрастным и психологическим особенностям обучающихся, принадлежит к завершенной предметной линии УМК для начальной школы «Планета знаний» и может быть рекомендован для грифа «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
Ст. научный сотрудник лаборатории
дополнительного образования ИСМО РАО,
кандидат педагогических наук Е.В. Доманский