Рецензии на учебники «Физическая культура» для 1 кл. Изд.«АСТ», «АСТРЕЛЬ» 2011г.

Рецензия

на учебник «Физическая культура» для 1 класса учебно-методического комплекта «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ», 

авторы Т.С. Лисицкая, Л.А. Новикова, М.: - Издательство «АСТ», «АСТРЕЛЬ», 2011. – 127с.

 

Общая краткая характеристика учебника

Представленный на рецензирование оригинал-макет является учебни­ком. Его содержание представляет систематическое изложение материала учебного предмета «Физическая культура» федерального компонента государственно­го образовательного стандарта начального общего образования. Название учебника со­ответствует названию учебного предмета федерального компонента государ­ственного образовательного стандарта начального общего образования.

Учебник создан на основе программы изучения физической культуры, в которой поставлены следующие задачи: оздоровительная, образовательная и воспитательная. Цели и концептуальные подходы авторов учебника  предполагают решение основной задачи начального общего образования - формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетенцией «умение учиться», формирование здорового и активного образа жизни.

Оценка учебника по критериям

Рецензируемый учебник соответствует федеральному компоненту госу­дарственного образовательного стандарта начального общего образования.

Материал учебника, последовательность его изложения  в целом обоснованы, четко просматривается системность и преемственность изложения материала. Содержание курса учебника позволяет решать образовательные и оздоровительные задачи. Материал учебника даёт возможность получить представления и освоить навыки физической культуры, необходимые для этого возраста. Также учебник содержит короткие рассказы о выдающихся спортсменах (странички рекордов) и исторические странички. От­дельные пожелания приведены ниже.

Аппарат усвоения учебного материала представлен материалами (выделенными цветом), разделёнными на основную и вариативную часть содержания образования. Маршрутные листы отражают последовательность изучения материала в целом и каждого раздела в частности, позволяют осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,  помогают школьнику ориентироваться в учебнике, выделять те задания, на которые необходимо обращать внимание в первую очередь. Вопросы и задания ориентируют учащихся на самостоятельную деятельность по нахождению ответов на по­ставленные вопросы. Однако здесь авторы столкнулись с трудностью, которую им удалось преодолеть только частично. А именно: в учебнике текст рассчитан на учеников умеющих читать, что не соответствует требованиям предъявляемых к ученикам 1-го класса. Сноска о том, что текст в учебнике читает учитель, входит в противоречие с содержанием заданий. Так как, начиная со стр.7 первое задание предлагает прочесть вслух и запомнить правила поведения на уроках физкультуры именно ученикам. Если текст читает учитель, то формулировка задания может начинаться со слов: прослушайте правила и т.д.  Возможно, что тексты в учебнике целесообразно выделить в отдельную рубрику имеющий свой символ или разделить его на два учебника: для учителя и ученика. 

Дополнительные и вспомогательные тексты, формирующие положительное отношение к урокам физической культуры. Материал в учебнике подаётся в занимательной, побуждающий интерес и желание заниматься детей этого возраста, форме. Однако возникает вопрос о целесообразности сопроводительных текстов, которые ребёнок не может прочесть.

Некоторые задания содержат ремарку «с помощью взрослых», «с родителями», которая на наш взгляд вполне может быть опущена, если примеры искать не в Африке, а в том месте, где живёт ученик. Сравнить, например, скорость бега домашних животных и т.д. То, что ученик знает наглядно. В такие вопросы можно внести элементы сравнения, которые можно экстраполировать на людей или учеников класса. Например, почему Иванов бежит быстрее Петрова и др. Такие задания могут стимулировать постановку целей ученика, в контексте материала учебник во всех заданиях присутствуют только цели учителя, но не ученика. Что не совсем отвечает требования ФГОС, в котором средствами предметной деятельности  ученик осваивает целеполагание, формирует на основании его мотив и потребности.

В вариативной части учебника присутствуют задания по различным направлениям деятельности. Мы остановимся на творческих заданиях. Задания, представленные в учебнике  нельзя отнести к категории творческих. В связи с этим возникает необходимость ввести понятие «творческое задание» не только для рецензентов, но и для учителя и ученика в тезаурус  учебника. Творчество, на наш взгляд, это некоторое отклонение от культурного образца.  В чем, например, выражается творчество задания: «Попробуй выполнить небольшую пробежку. Удалось ли тебе следить за своим дыханием», которое предполагает односложный ответ: да или нет. Но оно вполне может стать творческим, если вопрос переформулировать следующим образом: «Придумай способ, как бежать и одновременно следить за своим дыханием». Некоторые из придуманных способов, могут приятно удивить авторов учебника.

Практическая направленность учебника отражена  в содержании материалов учебника и программы. Программное содержание курса представлено по линейно-концентрическому принципу, то есть, развёртывается последовательно, постепенно усложняясь и расширяясь. В каждой теме обязательно выполняются практические занятия, предусмотрены подвижные игры,  возможность выбора различных средств с учётом индивидуальных способностей, условий деятельности и др. факторов.

Нельзя не привет­ствовать введение в учебник старинных, но очень интересных для ребят игр, которые знакомы им по русским народным сказкам, мультфильмам только визуально.

 

Заключение

Учебник Т.С. Лисицкой, Л.А. Новиковой «Физическая культура» для  1 класса общеобразовательных учреждений начальной школы разработан в соответствии с общими целями изучения курса физической культуры, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Не смотря на отдельные замечания, содержание учебника в целом соответствует установленным требованиям, возрастным и психологическим особенностям обучающихся, принадлежит к завершённой предметной линии УМК для начальной школы «Планета знаний» и может быть рекомендован для грифа «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».

 

 

 

 

 

Ст. научный сотрудник лаборатории

дополнительного образования ИСМО РАО,

 кандидат педагогических наук                                                     Е.В. Доманский

 

 

Яндекс.Метрика