Рецензии на учебники «Физическая культура» для 1 кл. Изд.«АСТ», «АСТРЕЛЬ» 2011г.
Рецензия
на учебник «Физическая культура» для 1 класса учебно-методического комплекта «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»,
авторы Т.С. Лисицкая, Л.А. Новикова, М.: - Издательство «АСТ», «АСТРЕЛЬ», 2011. – 127с.
Общая краткая характеристика учебника
Представленный на рецензирование оригинал-макет является учебником. Его содержание представляет систематическое изложение материала учебного предмета «Физическая культура» федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. Название учебника соответствует названию учебного предмета федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Учебник создан на основе программы изучения физической культуры, в которой поставлены следующие задачи: оздоровительная, образовательная и воспитательная. Цели и концептуальные подходы авторов учебника предполагают решение основной задачи начального общего образования - формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетенцией «умение учиться», формирование здорового и активного образа жизни.
Оценка учебника по критериям
Рецензируемый учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Материал учебника, последовательность его изложения в целом обоснованы, четко просматривается системность и преемственность изложения материала. Содержание курса учебника позволяет решать образовательные и оздоровительные задачи. Материал учебника даёт возможность получить представления и освоить навыки физической культуры, необходимые для этого возраста. Также учебник содержит короткие рассказы о выдающихся спортсменах (странички рекордов) и исторические странички. Отдельные пожелания приведены ниже.
Аппарат усвоения учебного материала представлен материалами (выделенными цветом), разделёнными на основную и вариативную часть содержания образования. Маршрутные листы отражают последовательность изучения материала в целом и каждого раздела в частности, позволяют осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, помогают школьнику ориентироваться в учебнике, выделять те задания, на которые необходимо обращать внимание в первую очередь. Вопросы и задания ориентируют учащихся на самостоятельную деятельность по нахождению ответов на поставленные вопросы. Однако здесь авторы столкнулись с трудностью, которую им удалось преодолеть только частично. А именно: в учебнике текст рассчитан на учеников умеющих читать, что не соответствует требованиям предъявляемых к ученикам 1-го класса. Сноска о том, что текст в учебнике читает учитель, входит в противоречие с содержанием заданий. Так как, начиная со стр.7 первое задание предлагает прочесть вслух и запомнить правила поведения на уроках физкультуры именно ученикам. Если текст читает учитель, то формулировка задания может начинаться со слов: прослушайте правила и т.д. Возможно, что тексты в учебнике целесообразно выделить в отдельную рубрику имеющий свой символ или разделить его на два учебника: для учителя и ученика.
Дополнительные и вспомогательные тексты, формирующие положительное отношение к урокам физической культуры. Материал в учебнике подаётся в занимательной, побуждающий интерес и желание заниматься детей этого возраста, форме. Однако возникает вопрос о целесообразности сопроводительных текстов, которые ребёнок не может прочесть.
Некоторые задания содержат ремарку «с помощью взрослых», «с родителями», которая на наш взгляд вполне может быть опущена, если примеры искать не в Африке, а в том месте, где живёт ученик. Сравнить, например, скорость бега домашних животных и т.д. То, что ученик знает наглядно. В такие вопросы можно внести элементы сравнения, которые можно экстраполировать на людей или учеников класса. Например, почему Иванов бежит быстрее Петрова и др. Такие задания могут стимулировать постановку целей ученика, в контексте материала учебник во всех заданиях присутствуют только цели учителя, но не ученика. Что не совсем отвечает требования ФГОС, в котором средствами предметной деятельности ученик осваивает целеполагание, формирует на основании его мотив и потребности.
В вариативной части учебника присутствуют задания по различным направлениям деятельности. Мы остановимся на творческих заданиях. Задания, представленные в учебнике нельзя отнести к категории творческих. В связи с этим возникает необходимость ввести понятие «творческое задание» не только для рецензентов, но и для учителя и ученика в тезаурус учебника. Творчество, на наш взгляд, это некоторое отклонение от культурного образца. В чем, например, выражается творчество задания: «Попробуй выполнить небольшую пробежку. Удалось ли тебе следить за своим дыханием», которое предполагает односложный ответ: да или нет. Но оно вполне может стать творческим, если вопрос переформулировать следующим образом: «Придумай способ, как бежать и одновременно следить за своим дыханием». Некоторые из придуманных способов, могут приятно удивить авторов учебника.
Практическая направленность учебника отражена в содержании материалов учебника и программы. Программное содержание курса представлено по линейно-концентрическому принципу, то есть, развёртывается последовательно, постепенно усложняясь и расширяясь. В каждой теме обязательно выполняются практические занятия, предусмотрены подвижные игры, возможность выбора различных средств с учётом индивидуальных способностей, условий деятельности и др. факторов.
Нельзя не приветствовать введение в учебник старинных, но очень интересных для ребят игр, которые знакомы им по русским народным сказкам, мультфильмам только визуально.
Заключение
Учебник Т.С. Лисицкой, Л.А. Новиковой «Физическая культура» для 1 класса общеобразовательных учреждений начальной школы разработан в соответствии с общими целями изучения курса физической культуры, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Не смотря на отдельные замечания, содержание учебника в целом соответствует установленным требованиям, возрастным и психологическим особенностям обучающихся, принадлежит к завершённой предметной линии УМК для начальной школы «Планета знаний» и может быть рекомендован для грифа «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
Ст. научный сотрудник лаборатории
дополнительного образования ИСМО РАО,
кандидат педагогических наук Е.В. Доманский