Паломническая поездка в Оптину пустынь и Шамордино (женский монастырь). 21-22 апреля 2001 г.

            

       Около 7 утра наша группа в количестве 40 человек выехала на стареньком автобусе от храма "Вознесение Господне". Большая часть выхлопных газов во время движения попадала в салон, но надо было привыкнуть и к этому. Все-таки первая в жизни паломническая поездка.  Где-то после 14 часов въехали в Калугу и взяли курс на Козельск. Сопровождавший нас послушник усердно читал по громкой связи молитвы, настраивая нас не просто на экскурсию, а на посещение святых мест. В Козельске скинулись по 10 рублей на канон. (Купили растительного масла, мешок муки, крупы и т.д.). Остановился наш автобус около монастырской стены у входа в монастырь. Здесь же в изобилии теснились отечественные легковушки и иномарки. Очень много отъезжающего и въезжающего народа. Большая часть паломников пошла к святому источнику, который находился метрах в трёхсот от монастырской стены. Источник разделён на две части, обширный колодец типа бассейна, покрытого решёткой и купальни с деревянным домиком примерно 2,5 на 2,5 метра. Купаются по очереди, мужчин пропускают вперёд, т. к. мы в меньшинстве. Раздеваемся до плавок. Наконец моя очередь опускаться в купалку. Схожу по скользким ступенькам в совершенно ледяную воду. Под подбадривающие возгласы присутствующих и "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа" окунаюсь три раза с головой. Обжигающий холод вызывает бурю эмоций и желание побыстрей выскочить из этой "проруби". Благо тёплый апрель и хорошее настроение быстро возвращают меня к жизни. Во всём теле чувствуется необыкновенная лёгкость, и какая-то приподнятость настроения. Во всем этом ритуале ощущалось не мирское, а какое-то благоговейное состояние. Только здесь чувствуешь разницу между экскурсионным посещением монастыря и паломническим причастием к некоторым событиям и таинствам церкви, и, наверное, духа. Такое же состояние можно было видеть и у других. То, как перекрестился мальчишка лет 15-ти у святого источника крепко отложилось в моей памяти, как пример благоговейного отношения к крестному знамению. Это было, пожалуй, самое ценное моё духовное приобретение в этой поездке.   

 

         Около трёх часов нас пригласили в трапезную, имевшую затрапезный вид, на фоне общего изобилия золотых и голубых куполов монастырских церквей. Перед едой молитва, во время еды душеполезное чтение (о том, почему не надо обижаться на священника). Горластый послушник не давал засидеться: "Давайте братья и сестры прочитаем молитву, кто не успел доесть, доедите после молитвы". Наскоро проглотив воду, разбавленную перловкой и солёными огурцами и запив водой похожей на чай, мы после молитвы устремились к выходу.  Да, первая монастырская еда, явно настраивала больше на аскезу, чем на увеселительную прогулку. После еды отправились к монастырскому колодцу и прогулялись по монастырской территории. Навстречу то и дело попадались крепкие парни с увесистыми кулаками с монастырской охраны. Под их испытующими взглядами чувствовалось как-то неуютно. Очевидно, что такое усиление охраны произошло после того, как монастырский сторож сатанист зарезал двух монахов и священника на Пасху в 1991 году. Все они были очень светлые личности и понятны предосторожности монастырской братии и в эту первую пасхальную неделю. Во дворе монастыря стоит 6 дорогих иномарок и 3 крутых автобуса. Завершается светлая седмица и приехало много высокого духовенства.  В том числе и единственный в России магистр богословских наук.  С 16-30 до 20-30 всенощная. Участвующих в службе монахов много. И старых, и молодых. Лица разные, но смиренных среди них мало. Остальные, вид непростой, вплоть до разбойного. Как это сочетается с их сутью, сказать сложно.  Впрочем, и я пытался соучаствовать в молитве, но сон и усталость не очень способствовали этому.

 

            После всенощной трапеза. Пшёнка на воде, даже без растительного масла и травяной, душистый чай в сопровождение все того же душеполезного, горластого чтения.  Монастырские сумерки и тишину нарушали только пение соловья и жужжание майских жуков, в больших количествах, вылетающих откуда-то из-за монастырской стены. Мы с маленькой паломницей Катей с удовольствием за ними погонялись, и одного я привёз в качестве сувенира. Впрочем, он все равно на следующий день от нас улетел в монастырь. Около 23-х часов крестный ход вокруг монастыря. Я почему-то не рискнул принять участие в этой сугубо внутренней обрядовой жизни монастыря в борьбе с окружающими его темными силами. Ближе к 12 ночи мужская часть паломников пошла устраиваться на ночлег в скит, а женская, по законам мужского монастыря, в храм. Ничего кроме храмовых ковриков в этом случае не полагалось. В ските нас встретила привычная для меня обстановка солдатской казармы. "Дневальный" - молодой послушник побежал испрашивать благословения у старшего монаха на наш ночлег. Не прошло и часа, как оно было получено, и мы разбрелись по этой "казарме" в поисках свободного местечка. Кое-где слишком большие пространства были разделены просто одеялами, из-за которых раздавался дружный храп послушников, паломников и др. монастырской братии. Кровати 2-х ярусные и поэтому когда я наконец нашёл себе местечко,  то по старой армейской привычке залез  на второй ярус. Бельё было далеко не первой свежести. Может, его вообще никогда не меняют, поэтому с одежды я снял только ботинки. Подложив под голову свой рюкзак, я благополучно уснул как убитый. В 6-ть утра подъем и на литургию. Мужской монастырский хор на литургии пел невыразимо красиво и благодатно.

 

          После литургии быстренько загрузились в свой автобус и отправились в Шамордино. Здесь обстановка была совсем другая, простая и сердечная. Как-то, не спрашивая благословения, я начал видео съёмку (что было строго запрещено в Оптиной). Моей наглости хватило даже на то, чтобы поснимать во время литургии. Литургию, даже в женском монастыре, все равно ведёт священник. В этом случае, во время богослужения, ему не рекомендуется выходить из алтаря. Таковы правила женского монастыря. Монахини, старенькие и согбенные почти до пола в своих капюшонах выглядели очень необычно. Я долго не мог понять, что это за фигурки. Сразу и не признаешь за живое в этих согбенных фигурках, людей. Есть и молоденькие, со светлыми личиками и чистым взглядом. В отличие от Оптиной пустыни здесь царило благостное и душеприятное расположение. Снимал я потихоньку и снизу, не привлекая внимания, чему сейчас очень рад, потому что получились удивительно светлые кадры. Особенно необычное было пение "Символа Веры", прерываемое ударами колокольчика или гонга. Многие причастились, а мне пришлось пропустить так как не зная, что нас ждёт, я в автобусе пожевал печения. После литургии многие из наших паломников устремились для купания в местном источнике, который был устроен примерно так же, как и в Оптиной. Я посчитал, что с меня довольно и больше уже не окунался. Потом нас пригласили на обед в монастырскую трапезную. Обстановка разительно не похоже на Оптинскую. Здесь трапезная по понятию. Чисто, светло и уютно. На столах пасха в венце из изумрудно проросшей зелени. Прочитав молитву, мы принялись за простую, но очень вкусную еду. Да, женщина даже в монастыре остаётся женщиной. Ну, и Слава Богу. Монастырь старый и в отличие от Оптиной, выглядит недостроенным. Самые величественные храмы стоят с забитыми окнами. Не та слава, и очевидно не тот доход. В 13-30 мы сели в автобус и в 19-00 были уже в Электростали. Следующую поездку, в Сарово, к Серафиму Саровскому, мы с Катей решили, что пойдём пешком. Уж больно, достал нас автобус.

 

 P.S.

 

          Спустя два года я вдруг понял, что так ни разу за это время и не кашлянул. А ведь бывало, что кашель не отпускал по несколько месяцев. Я так полагаю, что это и есть главная награда, доставшаяся мне из той поездки после купания в святом источнике.

 

В этой же поездке я встретился со своим бывшим учеником Вадимом Алёхиным, а он в свою очередь встретил свою суженую - Ларису. Получилась хорошая пара в которой растут трое симпатичных детей. Для всех я стал крёстным отцом. Вот такие непредвиденные последствия этой паломнической поездки

 

2.08.2003 – 24.06.2018

 

Яндекс.Метрика