Поэт и композитор Гога Томаш
На этой странице мы представляем цыганского композитора и поэта Гогу Томаша. Наши пути пересеклись в далёком от нас 1977 году [1]. Тогда я не предал значения его увлечению сочинением песен. Мне казалось это вполне естественным для романтически настроенного 18-ти летнего юноши, к тому же хорошо владеющего гитарой.
Но уже в 1986 году Гога дебютировал со своими двумя песнями в популярном музыкальном журнале «Кругозор»[2]. Тогда сыграла роль встреча с московскими писателями и этнографами Е. Друцом и А. Гесслером, которых заинтересовали мои рассказы о таборе. Исследователи цыганского этноса открывали, можно сказать у себя под боком, целые неопознанные миры. Если цыганская поэзия, то не ниже уровня Пушкина [3]. Мир песни, музыки, быта, традиции, всё поражало их воображение и побуждало преодолевать бытующие предубеждения по отношению к цыганам. Тот, кто их преодолел, всегда был вознаграждён открытием и личным переоткрытием другого мира.
Ветры перестройки всё усиливались, они раскидывали нас по разным городам и весям, но как-то так, что избежать встреч было просто невозможно. Судьба не упускала случая нам напомнить друг о друге. И всё же какая-то часть творчества была для меня скрыта. Я всё ещё воспринимал своего друга только как цыганского поэта. Ведь многие его песни по всей России "потеряли" среди цыган своего автора и поются как народные.
Звёзды сошлись в 2015 году, когда я задержался в таборе на пару дней и имел возможность услышать более того, что знал раньше. Вот тогда моё представление и опрокинулось. Оказалось, что большое видится не только издалека, но и вблизи. С тех пор не покидает ощущение, что я остаюсь соучастником по закапыванию таланта куда-то глубоко в землю. Попытки как-то успокоить свою совесть стуком в закрытые двери музыкальных сообществ особого успеха не принесли. Однако и у нас есть и своя прекрасная дверь, в которую может войти каждый желающий. Она всегда открыта для творческих людей, ищущих своего поэта и композитора. Здесь на этой страничке будет представлено всё (или почти всё) многообразие творчества поэта и композитора Гоги Томаша. А это и романсы на стихи Пушкина, шансон, детские песни, эстрада и конечно песни на цыганском языке. Когда всё это богатство собираешь в одно место, первое что начинаешь понимать, это уникальность и неповторяемость песен в текстах и музыке. Границы национального всё чаще стираются и переходят в сферу общечеловеческого. Музыкальные гармонии цыганского этноса остаются, но они не являются доминирующими. Ещё одна подмеченная особенность - захватывать человека музыкой и текстом. Как только начинаешь подпевать, мелодия тут же поселяется в твоей душе и расстаться с ней уже не так-то просто.
Лет восемь назад Гога записал профессионально с десяток эстрадных песен на свои стихи и музыку, многие из которых, на наш взгляд, можно поставить в одном ряду с лучшими песнями Ю. Антонова, В. Ободзинского, Н. Кадышевой, М. Шуфутинского и др. мэтров эстрады. Гога - обладатель красивого голоса, от которого, вкупе с хорошим текстом и музыкой, «мороз по коже» даже в самый жаркий летний день.
Профессионалы отмечают разнообразие гармонических оборотов. Мелодия песни движется не по повторяющемуся шаблону, обрастает свойственными в русской музыкальной культуре подголосками и модуляциями (на тональность выше), ведёт слушателя к кульминации сюжета песни. Для тех, кто хорошо знаком с цыганской песенной культурой, отметят тщательную и глубокую работу с содержанием текста песен. Многие, как новые популярные цыганские песни (например, «Ederlezi»), так и старые, (всем известная «Ручеёк»), выигрывают только как музыкальные композиции. Тексты песен отличаются бедностью и простотой сюжета. В песнях Г. Томаша всё не так, каждое слово выверено и точно ложится на сюжет песни не обедняя, а обогащая его. Например, исповедальная песня «Покаяние», которая звучит как молитва, пожалуй, способна разбудить самую спящую душу. В общем обращение к душе человека, это удел очень и очень немногих современных поэтов, пишущих песни. Скорее всего большинство эстрадных песен стремятся более погубить душу, чем её спасти. Тем более ценен опыт настойчивого возвращения к духовному в песенном жанре. И в этом плане пушкиниана Г. Томаша является достойным продолжением его творчества. «Дар напрасный, дар случайный...» и другие романсы на стихи А.С. Пушкина это уже не отдельно звучащий колокол, а цельная симфония колокольного звона, обращённого к душе человека. Таким образом, Гога - это тот человек, который в культуре цыган задаёт более высокий уровень творчества. Сам факт его присутствия в цыганской среде уже создаёт определённое влияние. Он поднимает планку цыганской культуры, прогибающейся под натиском оголтелой и низкопробной эстрады. Добавим, что не раз и не два приходилось слышать о его желании умножить и обогатить культуру своей нации и здесь, по всей видимости, слова не расходятся с делом. Ниже будут представлены тексты песен (а по возможности и их нотирование), а также ссылки на записи уже имеющихся музыкальных композиций.
Е. Доманский
30.12.2019 г.
[1] История этой встречи описана на стр.: http://domanskive.ru/main/r54-cvganc-kelderari.html
[2] Кругозор №12, 1986
[3] Такое мнение нам приходилось слышать от А. Гесслера, знающего цыганский язык и занимавшийся переводами народных песен цыган
Этим романсом открывается пушкинская тема в творчестве Гоги Томаша. Романс удивительно легко ложиться на сердце и остаётся там надолго. Это говорит не только о высоком профессионализме поэта и композитора, но и о особом, трепетном отношении к творчеству А.С. Пушкина. Романс визуализирован рисунками Нади Рушевой, «Моцарта в живописи», так определили наши современники её вклад в графическую живопись. Звёзды сошлись в том месте, где они пересекаются со всеми почитателями великого русского поэта. Не вы ли? https://youtu.be/H0KLmvJyWls |
Дар напрасный, дар случайный... Стихи А.С. Пушкина Цели нет передо мною: |
"Покаяние" открывает новые грани творчества цыганского композитора и поэта Гоги Томаша. Она не о цыганском, а о общечеловеческом. Когда несовершенство человека всеми силами выталкивает его в пространство совершенства и духа. Его песни ищут своего талантливого исполнителя. Написано много. Это и романсы на стихи Пушкина, детские песни, эстрадные и др. https://youtu.be/uRjAGlFMfNQ |
Покаяние Стихи и музыка Г.Д. Томаш Припев: 2014 |
Песня «В часы забав иль праздной скуки...» на стихи А.С. Пушкина, выступает в составе трилогии завершающим звеном пушкинианы Гоги Томаша. В ней обращение к душе каждого человека с надеждой на её преображение. Как актуален сегодня, сейчас ответ каждой души, поражённой ещё более, чем в пушкинские времена. Песня звучит как призыв, не бойтесь очистить свою душу этим опаляющим огнём. Поэт был впереди вас. https://youtu.be/3yxxyy1I7DE |
В часы забав иль праздной скуки... https://youtu.be/3yxxyy1I7DE Стихи А.С. Пушкина |
Вслушиваясь в песню, испытываешь крайне противоречивые чувства. Как? Каким непостижимым образом, простые слова складываются в поэтическое волшебство песни? Приходят и совсем, крамольные для обыденного сознания мысли. Может спасение к нам придёт от цыганского табора, коль там появляются такие песни? Впрочем, послушайте сами... Нас с тобой любовь связала... https://youtu.be/oVTdQv1a1Bc |
Нас с тобой любовь связала… Стихи и музыка Г.Д. Томаша Нас с тобой любовь связала, |
Любимой https://youtu.be/O-VCsjt5aUc Стихи и музыка Г.Д. Томаш |
https://youtu.be/guvB983zpgw Стихи и музыка Г.Д. Томаша |
Тема Любви к женщине. Кажется, всё измерено, всё спето и сказано. Однако не будем огорчать женщин. Нет, не всё. К нашему большому изумлению, и возможно счастью, женщина остаётся загадочным, а иногда и единственным ключиком, открывающим все таланты мужчин. Конечно, если она остаётся женщиной. Впрочем, песня не оставляет сомнений. "Есть ещё женщины, в русских селениях..." Е. Доманский Звёздочка https://youtu.be/OpRnB8sBsWE Стихи и музыка Г.Д. Томаша Украсив небо звёздным серебром Вдали сверкает искрами костёр Поёт, грустит гитара о былом А мы бредём с тобою по лугам Затерянные в сказочной ночи И ничего сейчас не надо нам Мы о любви немного помолчим Припев: Звёздочка моя, ненаглядная Повстречал тебя, так негадано Соединила нас с тобой судьба В плену любви теперь наши сердца Святая ночь любви у нас была Об этом знают звёзды и луна Приворожила, в сладкий плен взяла Улыбкой нежною свела с ума Хочу любить всю жизнь одну тебя Как не любил никто и никогда Припев: Звёздочка моя, ненаглядная Повстречал тебя, так негадано Звёздочка моя, ненаглядная Повстречал тебя, так негадано Звёздочка моя…
|
Традас чавалэ https://youtu.be/14D00-4NMCI Стихи и музыка Г.Д. Томаш 2007 |
Знатоков цыганской народной музыки и конечно цыганского языка, песня привлечёт неподдельной искренностью переживаний весьма недалёкого прошлого цыганского быта. Всего-то 30 - 40 лет назад. Палаточные пристройки к родительским домикам, были обычным делом для молодожёнов, которым отроду было всего по 14 - 15 лет. Впрочем, не только молодых цыган. В фильме нет постановочных фотографий. Все они сделаны в семидесятые годы. Там сама жизнь. Песня автора, это лишь воспоминания об прошлом. Исполняется она в манере близкой к традиционной кэлдэрарской песне - балладе, для которой музыкальное сопровождение, не её суть. Поэтому она и нашла своё место на этой страничке в жанре народной. Слушателю, внутренне настроенному на "цыганщину", эту песню не понять. Да и в среде молодого поколения цыган, пожалуй, тоже. По всей видимости она для старшего поколения, кто ещё помнит. Ну, а дальше обо всём в песне... https://youtu.be/2XwgQgt24uw Текст песни на русском, в литературном переводе Гоги Томаша. Е. Доманский 20.01. 2020 |
Дождь, льёт... Ночь темна, дождь проливной, |
Брышынд дел...
Рят кали брышынд щёрэл,
Цан шуко андэл цэри най,
|