Монастырский Иван-чай. Скит. Путевые заметки от 25 - 28 июля 2017 г.
Продолжение
Впрочем, отдохнуть после монастырских трудов не получилось. Сразу же, по приезде, позвонил один из послушников монастыря, который теперь проживал в скиту во Владимирской области и просил помощи по заготовке Иван-чая. Те попытки, что он делал самостоятельно, ни к чему не привели. Чай не получался. Так что уже через три дня я был в достаточно глухом для большинства христиан, но удобном для отшельников, месте. Поспособствовал этому благочинный Владимирского монастыря иеромонах Павел. Не знающему этих мест, добраться до скита было бы очень не просто.
Но сначала несколько слов о самом Богородице-Рождественском мужском монастыре. Поднимаясь по крутому склону вверх от вокзала, я мысленно сочувствовал всем завоевателям, которым приходилось брать этот монастырь, больше похожим на неприступную крепость. Уж больно крутая горка! Русская твердыня парит в облаках. Рядом река и просторы на много километров вдаль. Может поэтому в истории монастыря это случилось всего один раз при нашествии хана Батыя на Владимир в 1237 году. Однако, я в монастырь прошёл беспрепятственно. Бородатые стражи с мечами и копьями, очевидно, ушли на обеденный перерыв. Некоторое время я кружил по монастырю в поисках благочинного, пока меня не направили в трапезную. На выходе с трапезной встретился средних лет монах. Крепкие мышцы бугрились с под монашеского одеяния. Меч на поясе был бы ему очень к лицу. На всякий случай переспросил:
- Как мне увидеть благочинного?
- А вы кто?,- спросил монах.
- Я, Доманский! А вы кто?
- А я благочинный.
Так и встретились. Отец Павел отвёл мне комнату в благоустроенной монастырской гостинице и пригласил на трапезу, но время до вечера ещё оставалось много, и я его потратил на знакомство с монастырём и старой частью города. Пользуясь правом приглашённого гостя, я проигнорировал запрет на фото и видео съёмку Иван-чая на территории монастыря. Конечно же, он нашёлся. Какой монастырь без Иван-чая? Излюбленное его место под монастырской стеной не пустовало. Более того, огромный его куст примостился даже в нише стены, где он пытался соперничать в высоте с небольшой колокольней. По-моему от этого соперничества кадр только выигрывает.
Конечно, на территории монастыря были и другие цветы, пытавшиеся соперничать в величии с Иван-чаем, но их красота была более приземлённая.
Далее, с чувством первооткрывателя, я покинул стены монастыря, чтобы исследовать прилегающую к ним территорию старой части города.
Что сказать, великолепие храмовых построек поражает! Смущает только то, что некоторые из этих храмов - своеобразные музейные центры или, например, как этот храм, рядом с величественным памятником Александру Невскому, превращённый в планетарий с весьма скромными, по московским меркам, входными билетами.
И всё же хочется преклонить колени перед красотой Владимирских храмов, особенно выразительной на фоне голубого неба. Попытка соединить небеса и человека в его стремлении познать вечность, здесь, несомненно, удалась.
Князь Владимир и Святитель Фёдор, крестители Владимирской земли, порадовались бы за потомков и наследников, утверждающих православие на Руси.
Сделав почётный круг по старому центру города, я к шести вечера, как и договаривались, был на месте. Однако, выезд задерживался до тех пор, пока о.Павел не расправился с буреломом на территории монастыря. Бензопилой он орудовал не хуже чем наши предки мечом.
Выехали мы уже затемно. Благочинный выбрал, как потом оказалось, лучшее средство передвижения - КАМАЗ. Его предварительно загрузили всем необходимым для ремонта и развития подсобного хозяйства на территории скита. Мне же достался худший вариант - шикарный Мерседес. Я это понял, как только мы немного отъехали от Владимира. Но было уже поздно. Коней на переправе не меняют, а их там было немало. И все они как-то не слишком утруждали себя придерживаться правил дорожного движения. Однако, Господь нас не оставил и мы всё же благополучно добрались до скита. КАМАЗ с благочинным и трудником Вячеславом на Мерседесе после перезагрузки скрылись в ночной темноте леса, а мы с послушником Олегом стали устраиваться на ночь.
Утром я осмотрелся вокруг, чтобы понять куда я же всё-таки попал. Скит представлял собой деревянный домик с гостевой комнатой (для трудников) наверху и нижней комнатой, где жил сам Олег. Здесь же нашлось местечко и для меня. Около скита находился полуразрушенный храм XVIII века, который трудами многих потихоньку восстанавливается. Вокруг храма остались останки монументального кирпичного забора в виде угловых башен и входной арки. Полуразрушенность храма пришлась по нраву змеям и ужам, которые в тёплую погоду вылезают погреться под его стенами. Ёжиков нет. А жаль! Есть и другое зверьё: огромные лоси с крутыми рогами могут напугать своим неожиданным появлением на лесной тропинке. Много зайцев и лис. Их можно встретить даже около скита. .Рядом с храмом старое заброшенное кладбище. Некоторые надгробья всё же сохранились достаточно хорошо и ждут своих потомков для восстановления родовой памяти. Несколько раз, не нарушая сложившейся традиции, мы становились вдвоём на полунощницу. Ударом колокола обозначали начало и конец наших молитв. В первый же день такого бдения в храме, мною овладело чувство нескрываемой радости. Радовались также лики святых на иконах, и кто-то невидимые за моей спиной. Рациональному объяснению это не поддавалось, но всякий раз, когда мы становились в храме на молитву, это чувство неведомо откуда появлялось и уходило неведомо куда, когда служба заканчивалась.
Получается как-то, что не одни мы были на молитве. Мне приходилось пономарить во многих храмах и в разных городах, но ничего подобного раньше я за собой не замечал.
Кроме нас, недалеко от скита, уже больше 10-ти лет живут две отшельницы. Сначала жили в землянке, потом в палатке, часто замерзали от холода зимой. Сердобольные спонсоры, которые водятся в этих лесах, поставили им бытовку, в ней они и живут. Такая подвижническая жизнь, отказ от привычного нам комфорта во имя служения, даже если оно не для всех очевидно, достойно всяческого уважения. Одна из этих отшельниц 24-летняя малазийка Фато. Удивляться есть чему, поэтому я, пользуясь правом лихого "скитальца", решил с ними познакомиться поближе. Поговорили о главном, любви к ближнему. Тема не очень заинтересовала отшельниц, очевидно в виду отсутствия ближних за пределами их домика. За хорошее знание текстов они обозвали меня книжником и решили скрыться в своём домике.
Но неожиданно сам по себе сработал затвор фотоаппарата, висевшего у меня на плече. От этого они расстроились ещё больше, но так как я всё свалил на неадекватное поведение фотоаппарата, то на следующий день мы примирились. Примирила нас общая тема. Любовь к ближнему всегда отыщется, если есть то, что объединяет с ними. Отшельницы тоже любили Иван-чай и заготавливали его по своей технологии. Сначала они пошли по проторённому пути ферментации листьев Иван-чая. Но некоторые бытовые сложности, которых нет у наших читателей, но есть у отшельников и можно сказать творческий подход к этому процессу, побудил их отказаться от процесса завяливания и ферментации. Они перемалывали зелёные листья на мясорубке и полученные гранулы сушили. Хранили в тёмных пластиковых бутылках. Сначала заваривали их, как чай, а потом стали из этих гранул делать квас. Заливали тёплой водой, добавляли сахар, ржаные сухари и оставляли для брожения на несколько дней. Получался приятный кисловатый напиток, особенно востребованный в жаркое время. Но, неожиданно для себя отшельницы отметили и хороший оздоравливающий эффект. Так уж звёзды сложились, что болезни и квас из Иван-чая сошлись, но победа досталась последнему. Обрадованные этим открытием, отшельницы теперь отдают преимущество более квасу, чем чайному напитку. Кстати, эмпирически, они переоткрыли для себя известный научный факт, что цельные листья кипрея обладают значительно меньшей противовоспалительной активностью, в то время как у измельчённых листьев она выше. Такое явление наблюдается в связи с комбинированным действием танидов и слизи.[1]
[1] Турова А. Д., Сапожникова Э. Н. Лекарственные растения СССР и их применение (4-е изд.) 22.07.2009 http://www.nehudlit.ru/articles/descr663596.html
Кроме общей для нас темы, я несколько раз пересекался с ними в храме, где они убирали после невидимых прихожан или украшали его полевыми цветами. Других обязанностей они на себя не брали, но и за то, Слава Богу. Звук колокола, призывающий всех обитателей на молитву, в движение отшельниц не приводил. Так что кроме нас с Олегом (из видимых прихожан), на молитве больше никто не присутствовал.
В окрестностях скита заросли Иван-чая занимали обширные плантации. Пожалуй, их запасов хватило бы, чтобы обеспечить чаем не только Владимирскую, но и Московскую область.
Так как я не планировал задерживаться больше трёх дней, мы вдвоём собрали по большому пакету листьев и разложили их для подвяливания. На следующий день послушник Олег осваивал азы мастерства заготовки Иван-чая.
Стало понятно, где он ошибался уже на этапе скрутки.
Однако на этом этапе мы задержались. И хотя мы начали свою работу около десяти часов, последнюю ёмкость со скрутками поставили на ферментацию в пять вечера. Собрали листьев много. Большую часть дня температура воздуха благоприятствовала процессу ферментации, так что нам не понадобилось никаких дополнительных усилий. Только последняя партия перекочевала в скит для согрева. Там уже была растоплена плита. Около шести вечера первая партия скруток была готова для сушки.
Скрутки по всем правилам порезали и отправили на алюминиевый поддон от старой стиральной машины.
Он идеально вписался в размеры плиты. Однако пергамент пришлось склеивать, его размеры для этого поддона оказались узковаты. Сначала сушили на самой плите, а когда она стала чересчур горячей, подложили под поддон металлические решётки.
Закончили сушку около часа ночи. Увы, время сушки и количество чая связаны прямо пропорциональной зависимостью. Больше листьев - больше времени на сушку. Как бы то ни было, соблюдая все правила заготовки, мы получили около двух банок хорошего листового чая.
Нельзя не упомянуть ещё и о трёх четвероногих любителях Иван-чая в скиту. Как утверждает послушник Олег, козье молоко от такой подкормки особенно вкусное. Впрочем, я так и не рискнул это проверить. Коровье молоко мне как-то ближе.
В обратный путь я отправился по своему усмотрению, не дожидаясь машины с монастыря. Олег сокрушался, что предстоит километров восемь идти пешком, но я был уверен, что Господь не оставит меня. Уже на выходе из скита, отметил для себя двух мужиков хлопотавших около машины на опушке леса. Не те ли, которых послал мне Господь? И точно! Не успел я отойти и ста метров, как меня догнала машина с грибниками, на которой я благополучно доехал до поворота на трассу. Ещё час простоял в надежде поймать попутку, однако единственный междугородний автобус, который прошёл за это время, остановился на этой глухой и безлюдной остановке, и всего за сто рублей довёз до Владимира. До электрички оставалось ещё сорок минут времени. Достаточно, чтобы я успел спокойно купить билет и уехать. Через три часа я уже был дома, чем очень порадовал своих близких.
Е. Доманский Путевые заметки. Июль 2017г.