1. ИСТОКИ
ИСТОКИ
Стр. редактируется!
Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века По воле Бога самого |
Самостоянье человека,- Залог величия его Животворящая святыня! Земля была б без них мертва; Без них нам целый мир – пустыня. Душа – алтарь без божества. |
А.С. Пушкин
Деревня Алексеевка - небольшой феномен по своему национальному составу и происхождению. Её костяк формировался в 18 веке во времена реформ Екатерины II. Первыми переселенцами были русские и немцы. Среди них и мои предки Долговы, выходцы с Курской губернии. Предание гласит, что их выкупил для себя немецкий помещик Майш. Выбирал самих крепких. Но в скорее крепостное право отменили, крестьяне получили относительную свободу, чем мои предки и воспользовались. Они, как и немцы также привнесли в этот край свою культуру и традиции. Ещё мой прадед Михаил Долгов первым делом поставил деревянную баню около реки. В этих краях большая невидаль. Летом все мылись в реке, а зимой в тазиках, корытах и др. подсобных средствах. В соседней Кривой Пустоши её никогда и не было. Баня простояла до самой войны, когда немецкие танки, спускаясь с пригорка заподозрив в этом приземистом строении нечто угрожающее для них, разнесли её первым же снарядом. После войны, восстановить её так и не удалось. Поэтому на мою долю остался только тазик. Благо я в него вмещался.
Долговых в деревне было много, все они были крепкие мужики и отличались недюжинной силой. Мой дедушка легко гнул подковы, поднимал лошадей, о кулаках Власа Долгова ходили легенды, что они были величиной с голову ребёнка. Маленькая деталь: под эти кулаки желающих подставляться не было. Единственный колодец, который был выкопан возле нашего сада, тоже дело рук Долговых. О нём будет особая история.
В этой деревне, как отмечено в церковно-приходской книге "У крестьянина Михаила Назариев Долгов и законной его жены Пелагеи Алексеева (оба православные) родился сын Иоан 13 ноября 1892 года. Крещён 14 ноября"
Если судить по этой фотографии, то это был не простой крестьянский сын. Во всём чувствуются некоторые аристократические замашки. Если все были такие крестьяне, то и революцию не надо было бы устраивать. Аристократизм проявлялся, конечно, не только в умении царственно восседать, но и в отношении к жизни, к творчеству. Моя часть жизни пришлась на них тогда, когда они были уже пожилыми людьми, и плоды их творчества можно было увидеть в реальности. Но ведь я многое и не успел увидеть. Только услышать. Например, то, что у них была единственная в селе красивая и добротно сделанная выездная двуколка. Это до 1924 года. Потом началось обобществление имущества и лошадей, как, впрочем, и всю остальную живность, забрали в колхоз, где многие из них благополучно околели. Не своё ведь.
Вот это "не своё" я испытал на себе очень крепко. В колхозе была конюшня, поражающая моё детское впечатление своими огромными размерами и высоченным потолком. Лошади по-другому не живут. Потолки должны быть не менее шести метров. Лошадей мы любили, а вот взрослые - не все. Были и откровенные садисты, которые просто избивали их по любому поводу. А получил, за обиду, я. Среди лошадей была добрая и покладистая Цындря. Наши пути пересеклись на лужайке недалеко около дома. В кармане у меня болтался кусок кукурузного початка, его я и решил предложить Цындре. С протянутым в руке початком я подходил к лошади, ласково обращаясь к ней по имени. Дальнейшее, как говорится, вспоминается с трудом, потому что я получил такой сильный удар копытами в живот, что отлетел метра на полтора. Спас меня от смерти плотный ватник и то, что удар пришёлся не в голову.
Да что лошади, готовы нам мстить и более безобидные существа. Спустя много лет, уже работая в московском НИИ, нас частенько посылали на сельхоз работы. Памятуя своё прошлое, всегда просился на скотный двор. Чего только не было в этой истории, даже приходилось в свои ночные смены принимать новорожденных телят[1].
Оказалось, не совсем простое это дело. Такого опыта, уж точно не было в моём детстве. Но поразило другое событие, когда, казалось бы, спокойно лежащая корова, при одном моём приближении со скребком, вдруг вскочила и как заправская ковбойская лошадь начала лягаться задними ногами. На этот раз мне повезло больше, успел отскочить. Было смешно и грустно одновременно. Так достать бедное животное. И какого же нраву будут дети, которые попьют молочка с под этой коровки.
А тогда колхозникам ещё долго пришлось учиться отношению к общенародной собственности, что-то получилось, а что-то нет. В обеих формах собственности есть своё рациональное зерно и их параллельное сосуществование вполне могло обогащать друг друга. Испугались мелкобуржуазности, а зря.
Аристократизм революцией не был востребован. Подхваченный ветрами перемен он обучился столярному делу, которому не изменял до конца жизни. Участвовал в строительстве первых коммун в г. Бобринце (1930). Если бы не эта фотография, мы и не узнали бы о этом эпизоде в его жизни.
После войны работал плотником в колхозе, но более всего оставался единоличником, строил свой мир и это ему удалось сполна. При мне в доме появилась деревянная застеклённая веранда с настоящим полом. Тогда как везде кроме земляного, другого и не было. Дубовые бочки, резная мебель, окна и т.д. Мир древесины был в полном его подчинении. Этот мир захватил и меня. Запах стружки, обрабатываемой древесины, также впитался в мою плоть. Что-то я пытался повторить, но масштабы получились мелковаты. После окончания школы я не раздумывая ушёл на завод и два года отработал столяром на строящихся судах Черноморского завода. Осталась шкатулка, отделанная шпоном из ценных пород, когда я был в подмастерьях у заводского краснодеревщика. И, пожалуй, всё! Не получилось у меня после университета и то, о чём мечтал больше всего - посадить сад. Попытки были! Можно конечно сказать, что во всём виноваты колхозные коровы в с. Владимировка, где я учительствовал. Они вытоптали. Но к чему лукавить. Чтобы вырастить сад, надо трудиться по-иному.
В церковно-приходских книгах обнаружились и другие исторические для моего рода, записи. Например, то, что 21 января 1896 года зарегистрирован брак между "крестьянином Петром Гавриловичем Шевель (Мертвоводские хутора) с крестьянкой того же хутора Федорой Иоакимова Куделя (оба православные)".
2 августа 1901 года от этого брака у них родилась дочь София (моя бабушка). На фото, она слева, в 18 - летнем возрасте. А уже после революции судьбы их пересеклись, для того чтобы в конце концов появился и мой кусочек истории жизни на этой земле. Предание гласит, что выбор пал на Софию, за её весёлый нрав и смешливый характер. В истории также остались рассказы о том, что Софья Петровна частенько называла своего мужа "курским соловьём". Куда всё и подевалось? На их долю выпало столько, что я даже улыбающимися их не видел, не то что смеющимися.
В отличии от фамилии Долгов, точное происхождение фамилии Шевель не совсем известно. Понятно, что в данной транскрипции, это русская фамилия. Есть версии. Одна из них гласит, что в старину она была распространена как личное имя или прозвище и означала движение: шевелить, шевелиться. Другое значение: дерзкий, забияка. То, что в роду Шевелёвых не принято было сидеть сложа руки, а постоянно "шевелиться", это я испытал на себе. Если б. Соня заходила в комнату и заставала нас врасплох, то надо было сразу вскочить и, хотя бы обозначить деятельность. Иначе могло влететь. Если ты просто сидел и ничего не делал, то это было величайшим оскорблением её чувств. А делать в этом большом хозяйстве, всегда было что. Я это понял с пяти лет, когда меня пристроили подпаском для гусей. Гуси сначала меня не приняли за "главного" и больно щипались, но когда я вооружился прутиком, справедливость восторжествовала. Им пришлось подчиниться. Любимым ругательством для б. Сони было, слово "турок", означавшее неспособность что-либо сделать или понять. Сами они, никогда сложа руки, не сидели.
Когда писался этот текст, обнаружилась любопытная деталь, относящаяся к её фамилии. Пытаясь рассмотреть при увеличении некоторые подробности датировки на свидетельстве о рождении выданном дедушке в 1961 году взамен утерянного, на штампе о бракосочетании неожиданно для себя увидел другое написание этой фамилии: как Шевелёва С.П.
Объяснить, это уже не представляется возможным. Толи - это память о той фамилии, которую носили предки в России, а Шевелёвы появились на территории Украины не ранее 1850 года, то до этого они вполне могли иметь другое произношение фамилии. Но скорее всего это свежие следы украинизации русских, которая проходила в годы Советской власти. Появление Мертвоводских хуторов (ныне с. Вороновка), где жили Шевель или Шевелёвы, на карте Украины датируются 1850-м годом. Примерно в это же время появилось и с. Алексеевка. Ещё один штрих, который следует упомянуть для истории, что род Шевелёвых больше всего пострадал в период репрессий 37-го года. Петра Гавриловича и двух его сыновей Семёна и Якова забрали в одну ночь и спустя некоторое время расстреляли. Причина - потеря урожая на полях... от дождя! Так говорили односельчане. Рассказывали, что дожди были такие, что сохранить урожай было очень сложно, а зерно, тогда было ценной валютой.
Доступность информации, позволяет установить происхождение и фамилии Куделя, а с ней и генетическое родство с той или иной нацией. В лексике славянских говоров слово "кудель, куделя" использовалось в значении "часть прялки в виде кола, на которого наматывают пряжу". Как версия, таким прозвищем могли звать мастера изготавливающего прялки или приспособления к ней. То, что фамилия без характерных для русских фамилий суффиксов ов, ев, ин, говорит о более древнем происхождении фамилии, когда традиционные фамильные суффиксы ещё не утвердились.
В отличие от мужа, моя прабабушка прожила долгую жизнь и умерла в возрасте 96 лет. Так, что ещё и я её успел надолго запомнить.
В связи с ней частенько вспоминали одну историю, нехитрый способ стариков привлекать к себе внимание и помощь. Бабушка Федора слегка "спекулировала" на слабости своего зрения. Иногда даже кружку перед собой брала так, как будто совсем ничего не видит. Но, забывшись, сидя во дворе, на своём любимом стульчике, могла сказать: "А он и Ваня из плотни идэ". И это на расстоянии с пол километра.
Среди собственников земель на этой территории до революции, были и помещики немецкого происхождения. После них остались воспоминания о культурном земледелии, животноводстве и образе жизни. До сих пор по фамилии помещика Майша, остаётся роща "Майшiв сад".
Я ещё застал остатки этого сада внутри небольшого оазиса, где стояла когда-то усадьба. Ныне там мало что напоминает оазис, однако память о нём сохранилась навечно, что ещё раз подтверждает простую истину: хочешь войти в Историю - посади сад, создай свой оазис и никаких революций. Одним из хуторов владел помещик Алексей Мнятовецкий. По его имени деревня и названа Алексеевкой. В просторечье, её частенько называли и Мнятовичей. Чьи крестьяне? Мнятовецкого! Так, наверное, и родилось это самоназвание.
В деревне к 1923 году, (по архивным данным), проживало более 500 человек, среди которых было не менее четырёх национальностей. После украинцев, русская диаспора была самая многочисленная. В списке избирателей за 1923 год кроме Долговых, встречались много и др. русских фамилий: Саковский, Чулков, Алексеев, Лотарёв, Клещёв, Кузьмищев, Мамонтов, Молчанов и др. Из немецких, фамилии: Маер, Кун, Бергер, Ольгайзер. Что примечательно, немцы сохраняли свою веру и идентичность в именах. Приведу некоторые из них, что вошли в эту историю: Пашон, Тинд, Люция, Апелена. В силу имевших место межнациональных браков, среди них встречались и русские имена. Долговых, в восемнадцатом веке, в эти места, прибыло как минимум пятеро. Все они были братья. Это: Михаил (наш прадед), Влас, Тихон, Мусий, Игнатий. Небезынтересное происхождение фамилии Долгов. Считается, что она произошла от русского слова «долгий», которое означает «высокий человек». И это подтверждается практически каждым представителем нашего мужского рода. Наиболее видный из них - Виктор Долгов.
На фото он посредине и, кстати, держит за руль приз: выигранный на велогонках, посвящённых Дню Победы - велосипед. Комментарии здесь излишни.
Значительные коррективы в национальный состав деревни внесла война. Село обеднело на немецкие хутора, так как большинство немцев были депортированы или осуждены на различные сроки за содействие немецкой армии. Надо сказать, что вопрос проживания "нацменьшинств" на территории Украины в то время был на особом счёте. Об этом свидетельствуют ежемесячные сводки, отправляемые в область секретарями сельских советов. В этих отчётах представлены уже подзабытые в сознании граждан и чиновников такие названия этнических групп как великороссы и жиды.
А жаль, они точнее отражают суть национального самосознания, чем ныне существующие. Кстати, если следовать логике отчёта, то в графе вместо "украинцы" должны быть "малороссы". Однако титульная нация отделилась от "нацменьшинств", закладывая мину под собственную историю, в которой "украинцы для Украины". Пришло время, мина рванула. Всё порушено, однако это не прибавляет радости ни тем, кто живёт в России, ни тем, кто на Украине. Послереволюционная история тоже была не "сахарной". Село было достаточно зажиточное. По описи имущества за 1924 года, безлошадных практически не было. Описывали, перед будущей коллективизацией, всё.
Боле того этот «интернационал» сильно отличался по своим делам и ментальности от окружающих сёл, состоящих в основном из одних украинцев. К ним относилась и чисто украинская, соседствующая с Алексеевкой, деревня Кривая Пустошь. Надо сказать, что это несоответствие, сильно раздражающее вышестоящее начальство, и перевело деревню в разряд неперспективных. Все блага цивилизации стали обходить её стороной. Линия электропередач прошла через деревню, но светлее от этого не стало. Я так и прожил все 10 лет при керосиновой лампе, хотя в соседних сёлах о них давно забыли. Единственная лампочка зажигалась раз в неделю от кинопередвижки, и это было для нас событием.
Но вернёмся в послереволюционное время. В нём есть много любопытных примеров повторяющихся уже в наше время. Речь идёт о некоторых технологиях украинизации. Например, в статистическом отчёте о неграмотных подростках за 1925 год есть некоторая видимая фактология процесса. Если смотреть на графу национальность, то список состоит из одних украинцев. Если смотреть на фамилии, то там кроме украинских есть много русских и даже немецкие фамилии.
С одной стороны, в селе жили одни украинцы, а с другой, судя по ежемесячным отчётам, не только они. Но цели этих нехитрых действий, поняты: тотально украинизировать всех. Если судить по тем результатам, которые были получены спустя десятилетия, к которым я отношу и себя, то они имели практически 100% результат. Не знаю, как было раньше, но в моём детстве, а это 50-е годы, село разговаривало на украинском языке. Образование тоже шло только на украинском. По национальному самосознанию я чувствовал себя украинцем. Некоторые проблемы с адаптацией были при переезде в 1961 году в г. Николаев. Попытка сходу продолжить среднее образование в русской школе провалилась. Но не драматично. Я окончил украинскую восьмилетку (25-я школа) и безболезненно закончил среднее образование уже в русской школе. Все эти перемены никак не повлияли на моё национальное самосознание. Однако стоило мне в 80-м году переехать в Россию, как я с удивлением заметил, что моё национальное самосознание становится всё более русским, чтобы в конце концов стать более русским, чем сами русские. Историческая справедливость восторжествовала и всё стало на свои места. Хотя никто "насильственно" моей русификацией не занимался. А.И. Солженицын писал, правда по другому поводу, что: "Нестойкость ассимиляции мы видим на многих примерах — как массовых, так и индивидуальных, как в Европе, так и в России, и прежде, и до самого последнего времени". И цитируя Вл. Жаботинского, который отмечал, правда по другому поводу, что здесь "... дело в каких-то объективных моментах, которые создают действительную, кровную связь между человеком и его культурой, рождённой его предками"
Это краткое самоисследование говорит о многом и в первую очередь о соотношении влияния искусственных и естественных процессов. В какой-то момент искусственные процессы не выдерживают конкуренции и выстраиваются по своему естеству. Многие из нас в эти переломные времена, именно по этой причине, испытали подобные метаморфозы. Для меня живущего в России, такая "украинизация" - это сплошные плюсы. Я владею свободно двумя национальными языками, имею возможность черпать из сокровищниц обеих культур полными горстями. Но здесь, в общем-то, и экскаватора будет маловато, так велики эти закрома. То же относится и к тем украинцам, которые русифицировались по этой же схеме в своей стране. Сама по себе она не нова и в мире достаточно распространена. Там, где мирно уживаются более чем два этноса и приняты несколько государственных языков. Всё испортил национализм и лозунг «Украина для украинцев». «Хитрые украинцы» ограбили самих себя и выбросили большую часть сокровищ на свалку. Что касается меня, то не на того напали. Я добром не разбрасываюсь.
Сравнивая две культуры, нынешнюю и советскую, видим, что современная ей значительно уступает. Это относится не только к Украине. Разобщение народов породило массу деградационных процессов. Остаётся только с ностальгией вспоминать об этих временах, когда интеграция, взаимообщение союзных культур порождало шедевры мирового уровня. Для массового зрителя, наиболее очевидный феномен произошёл в фильмографии. «Белое солнце пустыни», «В бой идут одни старики» и множество других фильмов востребованы сегодня как образцы высокого нравственного искусства. По крайней мере, Украина это ощутила сполна. Рождены непревзойдённые культурные, экономические, да и политические шедевры. Страна была процветающей. Осталось, мудро (по-китайски) сделать всего один шаг: продолжать любить свою страну. Нельзя сказать, что любви совсем не было, но какая-то любовь «по-чёрному». Этот достоин, а этот не достоин, а потом и просто «На ножi». Те, кому не понравилась такая перспектива, взялись за оружие. Как будто это нельзя было предвидеть. Можно было просто заглянуть в совсем недавнюю историю и поучиться. Сделали другое, как и все сатрапы, получившие неожиданно упавшую им в руки власть, продолжали грабить, но уже свою собственную страну. Дограбились!
Процессы деградации, конечно, начались исподволь. Недавно просмотрел экранизации драмы-феерии «Лiсова пiсня», моей любимой поэтессы Леси Украинки. Две из них снятые в разные годы на Киевской киностудии им. А. Довженко. Фильм 1961 года, ни малейшего отступления от идеи. Образец любви, чистоты и целомудрия. Фильм 80-х, любовь, чистота и целомудрие начинают отходить на задний план, на передний всё чаще эпатаж и прелести Мавки проступающие сквозь одежду. Плавный переход к "главному". Ну а в ролике «Лісова пісня» Руслана Коломіїця (2012 год) на YouTube остаются только прелести Мавки. Хотя за кадром пока ещё звучат голоса из 1961 года. Следующий этап очевидный – голоса исчезают, и остаётся просто секс с Мавкой. Голоса за кадром в таком антураже, явно лишние. Нет, всё выглядит очень красиво и сексуально, но простите, не о том, что писала великая поэтесса.
Либеральные идеи-лозунги: «Бери от жизни всё!» начали разъедать общество ещё с 80-х годов. Многие поверили, что так и надо жить. Приезжая на родину, ещё в советские времена, часто слышал: "Не буду работать на завод, ...страну, ...государство" и т.п. песни. Лейтмотив, всех заявлений: мне недодают, отбирают и т.д. Пришла перестройка, стали работать на себя. Оказалось, всё не так просто. Те же проблемы, но уже в квадрате. Когда каждый тянет одеяло на себя, достаётся больше тому, кто сильнее, умнее или просто наглее. Они его быстро и перетянули, оставив остальным жалкие лоскутки, но и за них идёт грызня, только уже между слабейшими.
Вместо эпилога
Перечитывая сей текст обратил внимание на высказанную мысль о взаимосвязи некоторого аристократического представления себя миру и творческой реализацией в мире. Неожиданно для себя отметил, что я прошёл точно через такой же период. Несмотря на то, что я фотографию дедушки в молодости на тот период, точно не видел, стремление реализовать что-то подобное невесть откуда появилось. По всей видимости совпадают и годы. Остаётся представить доказательства. Вот они!
Т.е. по представительству приемственность не прерывается, ну а что касается дел, то ведь ещё не вечер!
Е.Д. 5 янв. 2017 г.