Сотрудничество и Сотворчество

 

Уважаемые коллеги!

Предлагаю сотрудничество с заинтересованными организациями по проведению курсов повышения квалификации для педагогов средних и средне-специальных учебных заведений.  Обучение педагогов происходит в форме рефлексивных практикумов.  Кроме того, что это интенсивная форма обретения опыта рефлексивного образования сами по себе, курсы разрушают все привычные штампы повышения своей квалификации, так как ориентированы не на передачу знаний, а их интенсивное освоение через рефлексию целей, смыслов и результатов деятельности на курсе. Технологии курса организуют пространство взаимодействия и сотрудничества между участниками курсовой подготовки и руководителем курсовой подготовки. В курсовую подготовку входят семинарские занятия, методические и методологические консультации, веб-конференции. Применяются современные рефлексивные технологии диагностики результатов образования, которые показывают не только профессиональные, но и личностные приращения. В опыте есть проведения дистанционных курсов повышения квалификации по актуальным проблемам  ФГОС разной длительности: от 36 до 500 часов. А также опыт очного и дистанционного образования студентов педагогических факультетов с применением технологий рефлексивного обучения.
Рассмотрю все варианты сотрудничества.

 

Список курсов прилагается:

Тема

Кол.  часов

    Прим.

Педагогика и психология   среднего профессионального образования в рамках реализации ФГОС

   500

Проведён в 2015 г.

Современные методики  преподавания в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

   198

Проведён в 2015 г.

Как организовать рефлексию учащихся

    72

Проводился до 2015 г

Формы и методы организации рефлексии на личностно-ориентированном уроке.

    72

Проводился до 2015 г

Как организовать рефлексию учебного года

    72

Проводился до 2015 г

Как организовать  творческую работу  ученика по учебному предмету

    72

Проводился до 2015 г

Система творческих и научных недель в школе

    72

Проводился до 2015 г

Организация  психолого-педагогической поддержки и рефлексии одарённых детей. (Развитие ранее проводимого курса «Развитие одарённости школьников»)

  72 - 198

Может быть разработан в течении   2-3 недель.

Организация психолого-педагогической поддержки и рефлексии в свете требований ФГОС   второго поколения

   198

Разработан примерно на 80%

Организация рефлексивного взаимодействия учителя и ученика в педагогике сотрудничества.

  72 - 198

Разработан примерно на 60%

Организация рефлексии в образовательной деятельности  учителя

  72 - 198

Разработан примерно на 70%

Организация психолого-педагогической поддержки и рефлексии в дистанционном образовании

  72 - 198

Разработан примерно на 70%

Рефлексивная диагностика  результатов образования и самообразования в дополнительном обучении.

   72

Может быть разработан в течении  2-3 недель

Формирование учебной самостоятельности (умение учиться) школьников

  72 - 198

Может быть разработан в течении   2-3 недель

 Возможна, при взаимном интересе, разработка курса под заказ.

Состав участников: администрация и педагоги средних и  средне специальных уч. заведений, методисты, психологи, педагоги доп. образования.

 Организация образовательного процесса.

Процесс освоения программы курса может быть построен на сочетании очного и дистанционного или только дистанционных форм обучения (основанных на интерактивных методах освоения учебного содержания), а также на использовании примеров и ситуаций из собственного педагогического опыта обучающихся и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного методического инструментария в реальную практику. Педагоги получают опыт позволяющий осуществлять организацию образовательной среды, сопровождение и диагностику качества обучения, творческое и продуктивное взаимодействие между субъектами обучения, участвовать в формировании целей и содержания своего образования. В программу подготовки м.б. включены установочные доклады по темам; образование и образ человека, стратегии образования, миссия человека и др.), консультации и методологические семинары (по понятиям: рефлексия; образовательная ситуация; анализу ситуации, средств, ресурсов, потенциала, возможностей), форум (отсроченное обсуждение заданий и материалов курса); скайп - дискуссии (обсуждение проблемных моментов освоения курса в режиме реального времени). Их колличество и длительность задаются конкретными условиями и задачами курсовой подготовки.

 

        Прежде чем перейти к чтению рефлексии участников семинаров и курсовой подготовки, позволю, для большего  понимания замысла, некоторые комментарии. Почему эти тексты  так насыщены  творческими и личностными озарениями, открытием для себя и в себе других миров. Чтобы не быть в слепом самомнении и убедится в некоторой для себя правоте, пришлось прочесть не одну сотню отзывов на сайтах ДО. Предмет их анализа, может стать темой для отдельной статьи. Но нельзя сказать и то, что хоть и немного, но такие образовательные учреждения  всё же есть. Соответственно там можно прочесть и аналогичные рефлексивные отзывы. На что опираться человеку принимающему решения: сотрудничать или нет. Что то уже сказано в преамбуле, многое в текстах представленных на этом сайте, поэтому добавлю для актуализации, немного. Это, во-первых понятие «образование» на которое мы опираемся в своей работе. Оно следующее: образование это всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и пространстве культуры,  человека, способного к самообразованию, а тем са­мым и к саморазвитию. (В.И. Слободчиков).

        Именно практика культивирования (выращивания) «человеческого в человеке» делает  образование очень увлекательным делом для обеих сторон.  Достаточно больший опыт организации таких процессов в образовании показывает, что подавляющее большинство людей (что самое удивительное в педагогических институтах), не готовы к такому повороту событий, и никак не ожидают его от образования. Но процесс оказался захватывающим и в него вовлекается подавляющее число участников. Даже самые упорствующие из них, ориентированные на то, что «мы вам заплатили…, что ещё от нас надо?» поглядывая с удивлением на других, начинают пробовать «…вочеловечиваться».  Во-вторых, необходимо представлять, что такие процессы в образовании не бывают лёгкими. Они трудозатратны с обеих сторон. Это по своей сути ежедневная инновационная работа которая делает праздник образования не только значимым, но и непростым, трудным делом.

          Для тех, кто хочет поучаствовать в увлекательном становлении таких подходов в образовании и есть это приглашение к сотрудничеству и сотворчеству.

 РЕФЛЕКСИЯ УЧАСТНИКОВ КУРСОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ.

 

Фрагменты текущей и итоговой рефлексии участников курса направленные на осмысление проблем своей курсовой подготовки  

(Курсы и семинары проведены до 2015 г.) 

Петрусенко Е.В.,учитель фр. языка СОШ №2 г. Нерюнгри 

г) руководителю курса. 

  • Евгений Витальевич, ну и заставили же вы нас попотеть, а после сделанной работы ходить и сомневаться, без конца думать, так ли я всё сделала. Это прямо марш–бросок какой-то! Несомненно, то, что теперь я думаю по-другому, смотрю на детей по-иному, в каждом из них  мне видится одарённость, у каждого своя. Спасибо Вам за моё прозрение! Желаю Вам вырастить как можно больше одарённых учителей, детей. Успехов!!! 

Корнакова Е.В.,учитель истории и обществознания, школа N 11, г. Байкальск 

  • Перечитала свою визитку. Поразилась…  Не только получила интересный опыт участия в дистанционном оргдеятельностном курсе, систематизировала свои знания, но и расширила своё представление об эвристических качествах личности и методах, получила различную диагностику умственных способностей детей, составила задания, которые буду применять в работе в четвертой четверти, разработала примерную программу индивидуальной работы, получила ответы на свои вопросы.
  • Я знакома была с принципом  «ДЕЛАЯ, ПОЙМИ И ЗАПОМНИ», но впервые опробовала в действии оргдеятельностный метод и рефлексию. Мне удивителен результат, неужели он настолько эффективен для всех? 

Ерофеева О. Г., преподаватель физики, гимназия №1, г.Нерюнгри.

  • По поводу достижения поставленных в начале курса целей, хочу сказать, что оцениваю степень их достижения как высокую. Хотя пришла к этому результату не легко. Очень помогли в работе модули, темп работы. Возникали трудности при обработке большого потока информации за малый отрезок времени. Помогло общение с коллегами по курсу. Прояснились многие моменты в предстоящей работе.
  • На первом этапе возникало чувство неуверенности. Не всегда была ясна суть задания. Порой казалось невозможным выполнение заданий. Иногда чувствовала себя «разбитой». Затем наступало какое – то озарение. Попробовала с ребятами провести эксперимент. Результаты превзошли все мои ожидания. Задала выучить план проведения лабораторной работы. Следующий урок начала с его воспроизведения по памяти. Рассказал ученик из слова в слово. Но когда я спросила его: «Какой же должен получиться результат?», то он ничего не смог ответить. И мы вместе начали обсуждать этот вопрос. Я увидела, что и остальной класс включился в обсуждение. И вдруг этот ученик радостно сказал: «Я понял!». И начал объяснять другим. Он сам вышел к доске, стал делать рисунки. Чего раньше никогда не делал. Мы успели на этом уроке провести и рефлексию. И опять для меня неожиданность. Результаты работы оказались на много выше предыдущих. И вот тогда я увидела свет в глазах ребят. Это была самая высокая оценка эффективности урока. Также изменялась и я во время курса. 

Карлова Н. Е., преподаватель английского языка, гимназия N1, г.Нерюнгри. 

  • За время прохождения курсов у меня как бы обострилось чутье, как работать дальше, сформировалось представление, пробудилась мысль. Если раньше я это делала подсознательно, то после курсов это все стало осознанным. У меня как будто открылись глаза.
  • В начале курсов было очень трудно настроиться на Вашу волну. Было ощущение того, что от меня хотят того, что я сама хотела бы знать. Даже хотелось бросить все. Но так как я привыкла начатое дело (какое бы ни было) доводить до конца, то решила не сдаваться. И не пожалела! По мере ответов на Ваши задания, ко мне приходили решения моих же вопросов. И пришло ощущение прорыва. Сейчас я рада, что познакомилась с Вашими курсами, так как изменилось моё понимание своей роли в обучении одарённого ребёнка. 

Краснятова О. В. 

  • Для   меня стало настоящим открытием задание, в котором предлагалось разработать ряд творческих заданий. Поскольку необходимо было просчитать множество вариантов педагогического действия, спрогнозировать возможные результаты, развить у учащихся приёмы анализа и синтеза. Я обязательно воспользуюсь составленными мною заданиями при работе с учениками.
  • В начале испытала замешательство,  я считала, что нас будут учить, как действовать (примерно как при традиционном обучении, - Вы  нам шаблон, а мы его выполняем). Оказалось же все по-другому. И стало это понятным при выполнении уже второго задания. Вы «заставляли» нас самостоятельно составлять тот план действий, согласно которому мы строили свою работу с учениками. Дали возможности проявить творческий подход. И, наверное это-то и можно считать самым ценным. Эти ощущения и являются самыми яркими. Хотя нельзя не отметить недостаток времени (задание получали днём, а ответ на него оправляли утром следующего дня). Много идей приходило в голову, когда ответы на задание уже отправлено. 

Новичихина В. В. 

     В начале курса было интересно, но очень непонятно. Потом тоже было интересно, и понятней не стало, но начали что-то узнавать новое и опираться на свою конкретную работу. И самое печальное, заключается в следующем. В школе в нас «вращивали», в университете «вращивали», вокруг коллеги занимаются «вращиванием». А тут вдруг пришлось резко отойти от «вращивания». Это я имею в виду задания креативного, когнитивного и оргдеятельностного характера. Не то чтобы это было трудно, но необычно точно! А теперь я знаю, что раньше было не совсем правильно. Сейчас все воспринимается гораздо правильнее. Отказываюсь от даже частичного «вращивания».Я поняла недостатки этой методики.Было бы неплохо организоваться участникам курса и создать творческую лабораторию. У нас в гимназии уже функционирует Малая академия наук, где учащиеся работают с руководителями по определённым темам. Мы бы (участники курса ) могли бы стать тоже хорошим мозговым центром. Теоретически «слегка» подковались, нужно приступать к реализации планов. Как хорошо, что попала на такого рода курсы. Евгений Витальевич, спасибо Вам, что были хорошим проводником на нашем курсе! 

Шишкина Н. А. 

Очень интересную сторону Вы показали. Ведь мы зачастую вертимся в этом круговороте дел, не всегда осознавая, что же происходит вокруг. Злимся на то, что у нас вроде бы все верно и правильно, а дети какие-то не те.  А оказывается это мы не те. Впрочем, рефлексия всегда раздражала. Потому что заставляла остановиться и задуматься. А ритм жизни бешеный. Но сегодня я поняла, что эти остановки не шаг назад, а шаг вперёд. Конечно, необходим, прежде всего, самоанализ. При выполнении данного задания я думала  не только о своих учениках, я задумалась над смыслом своей жизни (не только о работе, но и о личной жизни). Ну что, коллеги, теперь мы все в шкуре наших учеников. Каковы ваши ощущения?  

Зорина Е. П. 

Как будто я шла по бревну через маленькую речушку и боялась упасть. Т. е.  хотела произвести точный анализ урока, при этом боясь оценки со стороны – критики, что боится каждый ученик из-за этого у него нет большого желания выходить   к доске. 

Ищенко И. Н.  

Я думала, что немного разбираюсь в данной теме, а оказалось, что совершенно мало знаю. Мне предстоит изучить многое для того, чтобы в дальнейшем на своих уроках применять данную технологию. Раньше мне было трудно проводить анализ чужих  уроков. Сегодня на примере урока математики, в совместной работе с коллегами начала сама проводить анализ предложенного урока. 

Гусева Н. Ю.

От курса ожидала помощи в более глубоком понимании рефлексивной деятельности учащихся. Всё-таки была смутная надежда на получения «мифических» конкретных советов по конкретным частным проблемам. Но в результате работы над модулями ещё раз убедилась, что в каждом детском коллективе и с каждым ребёнком нужно продумывать стратегию развития, исходя из своих знаний. Вопрос в том, каким багажом знаний ты обладаешь для успешного решения проблемы. Главный принцип медицины - не навреди считаю очень актуальным для педагогики. Именно в этом и заключается моя рефлексивная деятельность, как учителя, классного руководителя и человека. По-моему, Сократ сказал то, что я могла бы сказать от своего имени: « Я знаю только то, что ничего не знаю. Но другие не знают и этого». Хочу обратиться к тем, кто этого не знает- нет предела получению знаний. Эти курсы неожиданно направили мой взгляд внутрь себя, очень много мыслей, которые ограниченность во времени не позволяет грамотно выразить и сформулировать. Одно могу утверждать точно:  я стала НОСИТЕЛЕМ идеи внедрения рефлексивной деятельности в каждый этап урока. 

Киор С. Д. 

Воспроизведите динамику своих чувств и ощущений за все время занятий.  

Отвечу музыкальными итальянскими терминами: от сфорцандо (сильный акцент), через ритенуто (замедление) к аччелерандо (ускорению). Было ощущение вхождения в космическое пространство. Самым неожиданным для меня явилось то, что пришлось столкнуться с информацией, немного отдалённой от реальной педагогической практики, имеющей несколько другую специфику. Интересным показался нетрадиционный творческий подход к  обучению. Однако это меня  немного пугает. Само слово «рефлексия» понималась мною по – другому. Сейчас имею представление, хотя на уроках в музыкальной школе пользуюсь  приёмами рефлексии. Без этого нельзя. Она целесообразна, так как отсекает лишнее. Учу своих коллег, задавая вопросы и заставляя их думать вместе со мной. 

Лычангина Л. В. 
Рефлексия моей деятельности.

Вначале работы над курсом
Схватилась за голову я,
Какие дремучие дебри…
Куда ж я попала, друзья?
Теорию я прочитала,
И, вроде, уверенней  стала,
Задания я выполняла,
Сомнений, конечно, не счесть,
И опыта всё ещё мало,
Но  на всё своё мнение есть.
Пришла к заключенью такому:
Учиться - на пользу всегда,
А если вопросы, ошибки-
Доманский поможет тогда.
В начале работы над курсом
Несчастным был мой "колобок",
А сейчас он пускай улыбнётся,
Таков рефлексии итог.

Верхоробина М. Г.
Рефлексия моей деятельности. (на мотив песни «Вдруг как в сказке…»)

Курсы вдруг в тишине
Постучались в двери
Рефлексию изучать,
Верю иль не верю.
За окном солнца свет
Лето наступило
Рефлексию изучать  -
Вот мне подфартило!
Припев: Днем и ночью теперь я сижу
Взглядом умным в компьютер гляжу
Пусть мозги пока набекрень
Все равно учиться не лень
С рефлексией дружу я теперь.
ВОТ ТАК РЕФЛЕКСИЯ!!!

Краснопёрова Т. В., гимназия 1   учитель музыки г. Братск   

 Познакомившись с предложенным материалом,  для себя отметила, что это очень  необходимый и ценный материал, который подобран в строго структурированном и логическом изложении. Легко было следить за ходом рассуждений определённых мыслей и идей, за процессом нахождения верных путей решения и анализом своих действий. Это позволило, каким-то образом, переносить данный алгоритм и постоянно сопоставлять: «А как же у меня? А как у нас в коллективе?».

Какой мой главный результат, что я понял, чему научился? 

Главным результатом своей деятельности считаю, что сумела преодолеть тот страх, который испытывала перед началом курсов, в связи с работой над такими сложными проблемами. Пусть я ещё не до конца поняла и осознала, но то, что я ещё глубже поняла значимость рефлексии, это очевидно.  

 Кулешова Г. М., директор, преподаватель Школы менеджеров г. Нефтекамск 

Рефлексия моей деятельности. 

Что со мной происходило в эти два дня? Вчера - огромная усталость-неприятие, чтение вскользь, выполнение задания 1 несколько оживило. Сегодня подъем - «второе дыхание». Я почему-то воодушевилась на задании сравнительном. Как-то все стало на свои места и всплыло в нужном месте.  Главным результатом стало некоторое переопределение целей моей деятельности по получению « продукта». А еще я поражаюсь находке: теза и антитеза! Не есть ли это наилучшая формула  для уяснения смыслов. Третий день крутится: не повторение, не обобщение. Механизм! Инструмент!  

Мотивация у меня в прошлый раз осталась не написанной, а сейчас, да и в работе я вижу, что при оценочной деятельности нет побуждения. Кстати, мы с 9-классниками на прошлом занятии по « Мотивации» задумывались над смыслом слова «побуждение». И при помощи словообразовательного анализа дошли до открытия: будь! Будить! Пробудить! Не это ли смысл и рефлексии - пробудить человека, чтобы он был и действовал! Я в своей работе писала о мнении.                  
- Высказал своё мнение - зачем?                  
- Обобщил знание - для чего?

 Подвёл итоги - чего? 

Чаще на традиционных уроках так и делается: учитель на эти вопросы не отвечает, а  ученик, высказавшийся, обобщивший и подытоживший и вовсе не думает. Оценка -главное мерило. Рефлексия растит учителя и ученика. Обнаружить смысл того, что осваивал. О-сва-ива-л.  О-сво-и-л! Мы Вами, как филологи, знаем, что такое словообразовательный анализ. "Свой"! Это главное в этих словах. Сделать знание своим, освоить. Спасибо, Евгений Витальевич, за эти открытия! 

С уважением Галина Кулешова.

 Серафимова Л. Г. зав. кафедрой русского языка и литературы, учитель высшей категории, многопрофильная гимназия г. Нерюнгри. 

Ознакомившись с теорией, поняла, что необходимо, наряду со знаниями, развивать рефлексивные способности учащихся. Стараюсь на уроках применять рефлексию. Жаль, что ребята уже в 11-м классе – им сложно перестраиваться. Ценно, на мой взгляд, высказывание старшеклассника: «Теперь я стараюсь осознать не только свое представление об окружающем материальном мире, но и учитываю представление других людей о том, каков их мир». (Я думаю, что он думает). Я радуюсь, что подросток живёт в мире как его составляющая. Он учитывает «чужую» рефлексию. Я считаю это – прорыв! Спасибо за подсказку, Евгений Витальевич. 

Байбулатова Г. Г. учительница башкирского языка и литературы, Нефтекамский башкирско-турецкий лицей. 

  Каков мой главный результат занятия, благодаря чему он достигнут.  

Мой главный результат – познакомилась с новой технологией обучения, с которой еще не была знакома, попыталась ее осмыслить. Он достигнут благодаря моему упорству, большому желанию ознакомиться новизной в области преподавания, и конечно же, стараниям Доманского.  

Макаренко К. Н. шк. № 168, учитель ОБЖ Красноярский край г. Зеленогорск

В процессе работы у меня возникало и крепло чувство уверенности в необходимости той работы, которая позволит ввести элемент рефлексии в учебный процесс. Мой главный результат совпадает с одной из главных целей: я увидел рефлексию как личностный процесс совместной работы педагога и ученика не просто в системе учебных занятий, а и в мировоззренческом аспекте. Главная трудность – нет возможности уделять этому столько времени, сколько бы хотелось. Выход их этого один: надо нарабатывать опыт для того, чтобы эффективно использовать то время, которое есть. Очень приятно было поработать. С уважением, Макаренко К.Н.  

Смирнова Е. М. воспит. 9"А" кл. МОУ гимн. № 91  г. Железногорск       
Спасибо за науку и может быть до следующего раза!? Большое спасибо за теоретический материал. С удовольствием приму участие ещё в каких-нибудь курсах. Спасибо, что читаете наши "опусы", побольше бы таких "частных мнений" - это необычно! Я поняла, что чем чаще я буду
использовать в своей работе с детьми рефлексию, тем осмысленнее будут их действия в дальнейшем и тем чаще они будут принимать участие в различных ролевых играх и обсуждениях наболевших вопросов.  

Ковырзина Л.А. учитель-методист, методист образовательной Области "Искусство", учитель музыки, Городской методический Управления образования, г. Железногорск, Красноярского края 

Уважаемый Евгений Витальевич, непреодолимых трудностей, на мой взгляд, не бывает (ни в чем). Занимаясь на Вашем курсе, я ещё раз в этом убедилась. Вы пробудили у меня интерес к изучаемому предмету. Надо заметить, что интерес нарастал от занятия к занятию. Учитель музыки должен владеть методом эмоциональной драматургии. Программа составлена с учётом этого метода. Я осознала важность рефлексии своей деятельности в широком смысле этого слова, ознакомилась с азами теории.  Я могу помочь детям, коллегам осознать рефлексию как личное средство организации их деятельности. Спасибо! Вы заставили меня мыслить в направлении более глубокого осознания не только своей профессиональной деятельности, но и жизни. Как это ни громко звучит, но это так.

Буторина Т. М., 31 год, кл. руководитель (освобождённый) 5в класса, гимназия №91, г. Железногорск 

Благодаря Вам я поняла свои ошибки и что делать дальше. Я очень рада и не пожалела, что приняла участие в работе курса. Приобрела много полезных  знаний, которые постараюсь применять в системе на практике. СПАСИБО!!!! НЕ ПРОПАЛО ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ С ВАМИ. 

Кузьмина Л. В.   Челябинская область, г. Снежинск, средняя школа № 124, заместитель директора по воспитательной работе  

            Каков мой главный результат занятия, благодаря чему он достигнут? 

Мой главный результат – окончательное осознание того, что предпринимаемые раньше мною попытки проводить рефлексию заранее были обречены на безрезультатность. Открытие для себя методики проведения рефлексии и появившееся желание опробовать, наверное, тоже результат. У меня пропал страх, мешанина в голове выстроилась стройными рядами и разложилась по полочкам. Я поняла, что ничего не знала о рефлексии, и все, что я прочла в Модуле – для меня откровение. Спасибо за удивительный курс, который дал мне возможность по другому посмотреть на смысл моей работы в школе и раскрыл новые горизонты. Всего вам хорошего, Евгений Витальевич! 

Волгушева С. В., учитель истории мировой культуры, школа №19, г. Миасс

Вот уже вторую неделю только и думаю о R*,думаю о том, как и что  я думаю по поводу своих мыслей и действий. Много думаю о том, почему дети не могут освоить какие-то понятия. Поняла свою грубейшую ошибку: материала по истории культуры очень-очень много, и его все равно не охватить никому на свете. Да я-то и осознаю это прекрасно, и всегда хотела лишь, чтобы они лишь умело пользовались понятием Культура, но все время спешу, материал благодатный, а часов учебных мало. И я отступаю от методологии курса: даю слишком мало времени на осмысление полученной информации, развитие их мышления и главное, даже если они и делают какой-то вывод, то его не озвучивают или вернее очень редко вербализуют. Это сегодня мое открытие! И если я хоть в какой-то мере освоила R*, то Вам - ура! Ваша технология обучению R* меня привела в восторг!  

Ткаченко В. А., учитель информатики, "Компьютерная школа", г. Радужный 

Если считать, что рефлексировать можно классно, хорошо, так себе и плохо, то, пожалуй, можно все преодолеть, а самое главное, создать обстановку живой рефлексии. Считаю, что переоценила себя в начале: теперь проведение рефлексии на своих уроках (в прошлом учебном  году) буду считать довольно смелой попыткой, но вот на выходе об овладении технологией говорить нельзя, но слово "рефлексия" в устах других страшиться не буду. Делюсь с коллегами результатами, ощущениями, на основе чего появилась мысль обсудить вопрос в школьной творческой лаборатории. Вот такая пока МЕЧТА. 

Плаксина С. А., психолог, гимназия 4, г.Пермь 

Какой мой главный результат, что я понял, чему научился? 

Выполняя задания 2, 3, 4, анализируя определения, пытаясь правильно осознать смысл каждого вопроса, поняла, что работать по теме интересно и трудно. Мой главный результат, – скорее всего понимание понятия рефлексии, сформулированного в педагогике. Я увидела, что многого не понимала, научилась мысленно рефлексировать. Появилось ощущение некоторой определённости в отношении методики организации рефлексии с учащимися. Помогли материалы, предложенные ведущим курса и дистанционными коллегами. Моя цель - более подробно изучить предлагаемую проблему и на практике отработать алгоритм организации рефлексии с учащимися (конкретно расписать темы и цели занятий с учениками и педагогами мне пока трудно), "погрузиться" в проблему и осмыслить разработанные мной материалы и материалы, предложенные ведущим курса. Благодарю за сотрудничество и возможность поделиться опытом, благодарю за предложенную тему и надеюсь на дальнейшее сотрудничество. 

Рефлексия участников семинарских занятий. 

(Студенты педвузов)

 Коптелова Александра, филфак,2 курс,1 группа 

Что Вы ожидали от проведения семинара и что получилось? Проанализируйте свои предварительные цели и реально достигнутые результаты. 

Ожидала раздачи тем для докладов и их рассказ перед группой. Самым неожиданным на семинаре был просмотр фильма, и фильма очень интересного. Понравилось, что преподаватель останавливал на определённых моментах, что то разъяснял и спрашивал наше мнение на эту тему. На мой взгляд, такой подход гораздо лучше, так как я, например, была очень заинтересована. Наглядный пример продемонстрировал разные методы преподавания. А прочтения доклада большинство студентов пропускают "мимо ушей". Понравилось, что мы не писали огромные лекции. Это было общение, в ходе которого я вникала в суть педагогического процесса. Важным для меня было то, что нам давалось право выбора, возможность высказать собственное мнение. И это мнение имело право на существование. 

Крупина Анастасия студентка филологического факультета 2 курса , 1 группы (русский язык ,литература) 

Мои цели полностью были достигнуты, т.к. я открыла для себя новые способы научения детей с помощью различных методов, показанных в фильме. Интересным было и то, что и среди учителей есть новаторы-экспериментаторы, умеющие заинтересовать детей, не давя на них строгостью морали и формулой «ты должен…». Самым неожиданным было то, что очень многие желали высказаться, хотя до этого предпочитали молчать, а также и то, что все с неподдельным интересом смотрели фильм. Это говорит о том, что преподаватель, как и тот, что в показан в фильме, смог заинтересовать аудиторию. Была в восторге от идеи не «насилующего» образования, не от мысли, пропагандирующей внушение вечных ценностей и бесконечной морали, а от мысли и идеи образования, свободного от стереотипов, рамок. Такого, которое ребёнок, ученик, воспринимает и не как образование даже, а как естественный процесс, не навязанный извне. Хорошо, что есть фильмы и люди, согласные с такими методами и педагогами-друзьями, как бы я их назвала Друг-наставник - это, на мой взгляд, идеал педагога. В своей практике хотелось бы применить эту самую формулу: учитель друг-наставник, хотелось бы обучать не принуждая. Для семинара была выбрана удачная форма-демонстрация фильма и его комментирование. Все были задействованы, все мыслили и делали для себя какие-то выводы: кто-то про себя, а кто-то и вслух. Хорошо, что были привлечены новые технологии, т.е. проектор ,позволяющий сделать просмотр фильма комфортным и приятным. Это интересно и полезно. 

Грибанова Аня, староста группы 

Ожидала обычного в моём понимании семинарского занятия, когда студенты выходят и читают сообщения с листа. Естественно, что нестандартная форма занятия произвела яркое впечатление на многих, включая меня. В фильме, показанном на семинаре, яркие примеры методов обучения, которые были ранее изучены нами в теории. Из этих ярких примеров можно сделать вывод, какие методы самим хотелось бы применять на практике, а какие нет. Неожиданной была сама форма проведения семинара – обсуждение фильма. Интересно был подобран сам фильм: с яркими примерами, отражающими все тонкости подходов обучения. Группа активно участвовала в обсуждении – ещё одно открытие. Предпочитая в основном молчать (возможно, испытывая некоторое стеснение), каждый из однокурсников смог высказаться, поддерживая свою точку зрения. Понравилось то, что есть такие талантливые преподаватели, которые могут заинтересовать и побудить к действию, как герой фильма. Возникло желание научиться быть таким же педагогом, таким, который прежде всего научит мыслить, заинтересует. Интересно то, что и на самом занятии ребята «расшевелились». Приятно, что не только на экране существуют преподаватели-экспериментаторы.  Намёк понял! :)  

В своей педагогической практике хотелось бы применять нестандартные подходы к обучению, чередовать их со стандартными или даже консервативными.  Хотелось бы разработать свой подход к обучению, такой, который ещё не применялся или развить уже имеющийся. Сама форма проведения семинара – удачна. Она необычна и интересна. Повторюсь, что в художественном фильме ярко отражены некоторые методы педагогики. Наглядный пример – очень важная часть изучения дисциплины. Я думаю, что образ преподавателя-экспериментатора, преподавателя-наставника или даже преподавателя-друга был мною понят. Ведь очень важно давать ученикам возможность свободно мыслить, чувствовать – не заставлять насильно. Такая форма присутствовала и в фильме, и на самом семинарском занятии. 

 Cамоделова Дария 2 курс, 1 группа филологический факультет 

На семинаре запомнилось, как ребята, просматривая фильм, обсуждали и комментировали некоторые моменты, проецируя их на преподавателей, учеников в школах, которых они обучались ранее. Это давало возможность рассмотреть с разных сторон интересующие нас явления, то есть, не только видеть, как это происходит в фильме, а пронаблюдать, как может происходить на самом деле и выявить положительные и отрицательные стороны этих явлений. Когда происходили такие обсуждения, я тоже вспоминала, как же было в моей школе, как  поступали мои одноклассники, учителя, сопоставляла это с теми фактами, которые проговаривались моими однокурсниками. В моменты таких немногочисленных обсуждений я оживлялась, но не решалась сказать свою точку зрения. При просмотре фильма запала в душу мысль Джона Китинга: «Лови мгновение». Безусловно, это гениальная мысль, поскольку каждый момент в жизни драгоценный и люди не должны упускать шанса, который даётся, быть может, однажды. Также запомнился момент, когда тот же Китинг просил ребят по очереди встать на стол, дабы посмотреть на мир с другой стороны, сверху. На мой взгляд, это очень важно, смотреть на жизнь не с одной точки, а с разных, поскольку смотря прямо можно не заметить того, что находится позади, а смотря с одного боку, мы не знаем, что с другого и поэтому часто заблуждаемся и поступаем неправильно. В педагогической практике хотелось бы добиться того же расположения, которого добился Китинг. Я считаю, что создать такие же отношения между учителем и учеником один из важных критериев успешной учебной деятельности. 

Попова И.А. студентка филологического факультета 2 курса , 1 группы (русский язык, литература) 

Самым неожиданным на семинаре для меня оказался просмотр фильма с комментариями преподавателя к нему. Фильм  показался мне не только интересным, но и достаточно поучительным. Я смотрела этот фильм с большим удовольствием, он изменил моё понимание окружающей действительности. Призывая идти против системы, следовать зову сердца, не бояться жить и высказывать собственное мнение. Он любит литературу и пытается привить эту любовь к своим ученикам. Его не традиционные методы обучения меня заинтересовали. Иными словами я была в восторге.  Я бы хотела найти особый подход к детям, научить их не бояться своих мыслей, помочь им найти себя, своё призвание, предназначение. Хотела бы, чтобы мои уроки любили и с каждым разом ждали  их возвращения.

 3 июня 2016 г.

 

Фрагменты текущей и итоговой рефлексии участников курса направленные на осмысление проблем своей курсовой подготовки

(Участники:педагоги из Краснодарского края, С. Петербурга и др.)

2015 г.

Никитенко О. Ю.: социальный педагог, ст. Ленинградская  Ленинградский технический колледж

       Опыт курсов для меня оказался бесценным. Не боюсь повториться, т.к. я ранее писала, что стала рефлексировать в своей повседневной
жизни.  Чувства были разные - от досады до равнодушия. Но усидчивость, старание и упрямство заставляли меня возвращаться к компьютеру, изучать статьи. И чем больше я это делала, тем больше возникало чувство осознания и понимания для чего я это делаю…

  • Главный результат - это преодоление себя, осознание того, что чем больше ты знаешь, тем больше проблем перед тобой встаёт. Главный
    личный успех - приход понимания необходимости совершенствования стиля и методов работы.
  • Скажу честно, приходилось ломать некоторые стереотипы собственного понимания проблемы. Очень полезными в этом смысле стали приведённые в учебных модулях мнения других участников курсов.
  • Я ранее не сталкивалась с постановкой эвристических вопросов, теперь я научилась преобразовывать простые вопросы в эвристические.
  • Осознала, что курсы это не так просто, как кажется вначале. Я считаю себя человеком открытым всему новому, но вначале курсов присутствовала доля здорового пессимизма во взгляде на дистанционное обучение. Я даже не знала, что у меня что-то получится, т.к. такими вопросами занимаюсь впервые.
  • Во время самостоятельных занятий по изучению теории поняла, что успех в обучении зависит от меня самой, моих стараний, приложенных усилий. Осознала необходимость тщательного выполнения контрольных заданий после изучения очередного модуля.  Курсы расширили мои горизонты. Внимательно читаю почту, отзывы на мои задания.  Стала задумываться над действительно актуальными проблемами.
  • На мой взгляд рефлексия мышления является побуждающим фактором, который заставил меня прийти на эти курсы. Рефлексия сознания заставляла меня выполнять задания даже в том случае, если я изначально не понимала суть задания, и мне приходилось прилагать усилия для его выполнения.
  • Понимала, что необходимо выполнить задание, но делала это с большими ошибками и поэтому мои ответы вызывали столько вопросов у Вас и у меня самой. Со временем стала замечать, что я, выполняя какие-нибудь действия,  стараюсь постоянно ответить на вопросы: «Что сделано? Что является главным результатом? Зачем я это делаю? Каким способом?», переношу рефлексию  в мою обыденную жизнь.

          Самойленко И. Н., «Брюховецкий аграрный колледж», преподаватель

 Главное чувство удивление. Я столкнулась с тем, что до знакомства со статьями особо не видела разницы между  технологией проблемного обучения и
технологией эвристического обучения, т.е. для меня не существовала граница между этими двумя технологиями. Когда же я начала знакомство с теоретическим модулем, то увидела, что эти технологии различны, пути к знанию отличаются друг от друга. Понравилось работать с презентацией, очень доступно для усвоения подан материал.

  • Хочется, чтобы каждый учитель и ученик точно знал ответы на «нелюбимые вопросы»: «Зачем вы это делаете?», «Что за результат получился?» «Что вы будете делать с ним дальше?». 
  • При работе над заданием были смешанные чувства, как я и говорила, провести рефлексию  непросто, но проделанная работа принесла радость и удовольствие. 

          Хаткова Л. В., преподаватель Адыгейского пед. колледжа им Х. Андрухаева, г. Майкоп 

  • Во время работы над заданиями 1.1-1.2 были злость, раздражение из-за недостатка времени на выполнение задания. Я боялась оказаться хуже всех слушателей и тянуться в хвосте.
  • Задание 2 модуля 1 разбавили мои ощущения. Появилась другая злость, которая требовала повысить свою самооценку. Хотя раздражение из-за недостатка времени все же присутствовало, появилось желание доказать хотя бы себе, что я смогу справиться и с этой трудностью. Хотя были моменты, позволившие порадоваться новым знаниям. Занималась самоедством по поводу своей непунктуальности. А в голове шло осмысление той информации, которую получила. Больше всего затронуло переосмысление целей воспитательных (образовательных) в статье Остапенко А.А.    А искорки Света Амонашвили нашли своё продолжение и в моей душе. Я испытывала ощущение непонятной радости, как будто я долго поднималась на вершину горы, и вот я у цели, уставшая, но завороженная открывшейся красотой.
  • Чувства менялись как погода в горах: от затяжного ненастья (бессилие от того, что не могу сформулировать вопрос) до яркого солнца (когда удавалось найти самый лучший, по-моему мнению, вариант вопроса, задания. Мучительно долго и со скрипом длился творческий процесс, но результат меня радует: я не просто пыталась перефразировать вопросы, но переосмысливала их с точки зрения разных подходов. Получила удовлетворение от самого процесса работы. Не всеми своими вопросами довольна, они ещё «сырые». Но ощущение новизны в своей деятельности не отпускает. Мне приходилось читать (переосмысливать, воспроизводить, воспринимать) свои собственные вопросы и как их проектировщику, и как участнику образовательного процесса. Чувства двоякие: моя удовлетворённость как проектировщика критиковалась мной же, но уже как студентом, выполняющим задание. Главное, я на себе прочувствовала насколько «знание незнания» захватывает в поисках ответа (истины). Сомнения и трудности я испытала при трансформации вопросов в логике различных направлений педагогики. Я и сейчас не могу с полной уверенностью сказать, что в первом задании все удалось. Но желание научиться и осознание, что не делают ошибки те, кто ничего не делает, - двигало мной. Даже после отправки ответа я ещё какое-то время нахожусь в этой проблеме, анализирую и переосмысливаю свои ответы в свете новых полученных знаний. А возможность сразу применять новый опыт на практике делает его ещё более ценным.  Второе задание я выполняла вне предлагаемой для объединения группы, но постаралась охватить оба предмета, преподаваемых мной.
  • Для выполнения этого задания мне потребовались две ночи, я не чувствовала времени. Целый день я была в ожидании возможности продолжить работу. Было очень много мыслей, хотелось ничего не забыть и все воспроизвести. Поэтому работа получилась сумбурной. Было ощущение, что когда-то я ЭТО делала, но забыла и теперь навёрстываю упущенное. Для себя я сделала вывод о смене приоритетности первоначальных целей участия в семинаре (формальное участие) на установку (желание) научиться рефлексивному подходу не только в теории, но применять на практике. Я увидела свою педагогическую деятельность как бы со стороны. И за какие-то моменты мне было стыдно. Я смогла увидеть и понять, где я не дорабатываю. В частности, в подведении итогов нет завершённости. Но окрепла уверенность в необходимости и в образовательный процесс включать проблемные ситуации нравственного характера («Давайте поговорим о жизни» - это просьба студентов). При работе над заданиями я смогла перевоплощаться и в психолога, и проектировщика, и студента. Я на практике осваиваю новый опыт, знакомлю с ним и студентов, учимся с ними вместе. Не все получается, но некоторые моменты доставили радость от проделанной работы. Кроме того, я перенесла рефлексивный подход на отношения с детьми в семье, результаты уже удивляют. 

Какие трудности встретились во время выполнения задания, и как я их преодолевал (пытался преодолевать)?

  • Недостаток юридических знаний, много времени потратила на изучение законодательства в образовании. Отсутствие знаний и опыта работы с различными компьютерными программами. В начале делала записи, сейчас сразу работаю в компьютере. Образ Учителя, задачи образования в трудах великих педагогов и современной школе, стандартах сильно расходятся. Кто идет в школу: учитель по призванию или учитель по случайности? Должен современный учитель в свете ФГОС нести Знания Света или быть только ответственным за знания
    в рамках стандартов? Анализировала работу и опыт как великих педагогов, так и Учителей, давших Знания мне. Вывод: своим детям, студентам я желаю встретить Учителей, несущих Свет Знаний, выходящий далеко за рамки образовательного стандарта, Учителей по Призванию и Назначению. Стремлюсь и сама быть таковой.

         Лапанова О. А., «Брюховецкий аграрный колледж», преподаватель

  • В ходе выполнения работы возникали двоякие ощущение, первое - что ты не понимаешь вопроса, начинаю вчитываться, но катастрофически не хватает времени, выполняю работу ночью, хочется спать, и радость, что выполнила задание, хотя возможно не совсем правильно. Корю себя, что не начала обучение во время летних каникул, так как курс интересен, узнаешь много нового и требует массу времени для поглощения материала. И снова возникает вопрос: А смогла ли я во время отпуска, вновь погрузится в учебу? Что мешает сегодня правильно распределить время? А правильно ли я поняла вопрос? Знаю, что отправив материал, я еще долго буду думать над правильностью ответов. 

Это и есть особенность таких курсов. Они запускают мощную и длительную рефлексию.
Кстати, я нахожусь в равных с вами условиях. Тоже ночью просыпаюсь и бегу
записывать удачно «приснившийся» вопрос. Творчество, однако. И оно меня радует!
Прошу обратить внимание на технологию запуска таких процессов. Пригодится!    Е.Д. 
 

Тарасов В.Ф., мастер производственного обучения "Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта" , г. Тихорецк.

  • Возникло чувство понимания чего-то нового, понимания своей значимости в роли наставника.
  • Интерес (попытка подтвердить свои способности на деле, оценить свои возможности) и проанализировать работу ведущему курса.

 Смирнов Ю. А., мастер производственного обучения "Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта" , г. Тихорецк.

  • Когда я начал выполнять задание ощутил нехватку знания в области психологии, почувствовал некоторые разочарования, так как раньше нас не учили этому – хотя до обучения (этому курсу) действовал интуитивно.
  • Чувство радости и гордости за себя от получения знаний. Я стал немного понимать рефлексивный подход в обучении. До этого цель была размыта, а сейчас понимаю, что нужно развивать свой профессиональный опыт.
  • При выполнении заданий я меньше консультировался, стал внимательней, самостоятельно вникаю в задания, идёт процесс понимания того что, у меня  формируются  навык. Новым для меня стало введение рефлексии, так как я в своей практике рефлексию не использовал.  

Усманова А.Р., мастер производственного обучения "Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта" , г. Тихорецк.

  • Во время работы над заданием я попыталась дать оценку себе и ведущему курса, что представляло некоторую сложность.
  • Ощущение было озадаченности. Так как трудно анализировать работу другого человека.
  • Возникло чувство заинтересованности. Мне стало интересно составлять различия рефлексии мышления от рефлексии сознания, так как эти два понятия различаются по тонкой границе, которую трудно уловить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика